Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7/2023 (2-166/2022;) ~ М-123/2022 от 20.06.2022

Дело № 2-7/2023

УИД 76RS0018-01-2022-000219-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» января 2023 г. Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселевой Е.В.,

при секретаре Селеховой Т.В.,

с участием прокурора Большесельского района Ярославской области Смирновой С.С.,

представителя ответчика Большесельского районного потребительского общества Гущиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село Ярославской области гражданское дело по иску прокурора Большесельского района Ярославской области в интересах неопределённого круга лиц к Большесельскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности осуществить выполнение мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны – нежилого здания (магазина), расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Большесельскому районному потребительскому обществу о возложении обязанности осуществить выполнение следующих мероприятий гражданской обороны в отношении защитного сооружения гражданской обороны – нежилого здания (магазина), расположенного по адресу: <адрес>:

1.Разработать документацию на защитное сооружение гражданской обороны (кроме паспорта по содержанию и использованию ПРУ) по содержанию и использованию противорадиационного укрытия: эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования (согласно п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583).

2. Назначить должностное лицо, ответственное за организацию правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (согласно п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

    3. Создать в мирное время звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обеспеченное необходимыми средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (согласно п.п. 1.4, 1.5 приложения
№№ 1, 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

    4. Обозначить защитное сооружение гражданской обороны соответствующим образом, определить и обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны, установить знаки
обозначения защитного сооружения гражданской обороны, указатели (согласно п.п. 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны);

    5. Обеспечить надлежащее функционирование осветительной сети в помещениях защитного сооружения гражданской обороны (согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

6.    Обеспечить сохранность входа в помещение защитного сооружения гражданской обороны (согласно п. 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

7. Осушить помещение защитного сооружения гражданской обороны (исключить нахождение в нем воды) (согласно п.3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

    В обоснование исковых требований прокурор указал, что в реестре объектов гражданской обороны Ярославской области за значится защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие (ПРУ), расположенное в подвальном помещении двухэтажного нежилого здания (магазина) по адресу: <адрес>, общей площадью 250 кв.м, вместимостью 250 человек.

В соответствии со ст. ст.1, 2, 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Среди основных задач в области гражданской обороны определено обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ст. 18 данного Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Статус объекта как убежища подтвержден наличием паспорта убежища, как защитное сооружение гражданской обороны он с учета не снят и статуса защитного сооружения гражданской обороны не утратил, следовательно, на ответчика возложена обязанность по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в его собственности.

В соответствии с п. 3 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» предусмотрено, что организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия, расположенного в подвальном помещении нежилого здания по адресу: <адрес>, проведенной Прокуратурой Большесельского района Ярославской области и Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Угличскому, Мышкинскому и Большесельскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области, были установлены нарушения положений п. 3.6, п.1.3, п. 1.4, п. 1.5, приложения № 1, 2, п. 6.2.1, п. 6.2.3, п.6.2.4, п.6.2.5, п.3.2.1, п.3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583: отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны (кроме паспорта ПРУ) по содержанию и использованию ПРУ, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; не назначено должностное лицо, ответственное за организацию правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны; не создано в мирное время звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обеспеченное необходимыми средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2, защитное сооружение гражданской обороны соответствующим образом не обозначено, маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны не определены и не обозначены, отсутствуют установленные знаки обозначения защитного сооружения гражданской обороны, указатели; помещение ПРУ не освещено, осветительная сеть нарушена, не обеспечена сохранность входа в помещение ПРУ: согласно паспорт в ПРУ предусмотрено два входа, фактически имеется один, в помещениях защитного сооружения гражданской обороны на полу находится вода.

Согласно паспорту противорадиационного укрытия от 28.08.2006 оно принадлежит Большесельскому районному потребительскому обществу.

В силу особого назначения и условий использования, определенных законом, защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия, имеют особый статус объектов гражданской обороны, создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Учитывая данные обстоятельства, особенности правового регулирования режима объектов гражданской обороны, указанный объект ПРУ является обособленным объектом, предназначенным для самостоятельного использования в целях гражданской обороны, следовательно, на Большесельском РАЙПО лежит обязанность по выполнению требований, предъявляемых законом к содержанию защитного сооружения гражданской обороны.

Невыполнение ответчиком возложенных обязанностей в указанной части препятствует использованию защитного сооружения гражданской обороны в целях защиты населения и ценностей от опасностей военного, террористического, природного и техногенного характера, не обеспечивает возможность функционирования единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации, что влечет за собой также нарушение требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35 - ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина.

В судебном заседании прокурор Смирнова С.С. поддержала исковые требования, пояснила, что ответчик является собственником указанного защитного сооружения и в течение длительного времени не обеспечивает возможность его надлежащего функционирования.

Представитель ответчика Большесельского районного потребительского общества Гущина Н.В., выступающая на основании Устава, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Большесельскому РАЙПО на праве собственности принадлежит нежилое здание (магазина), расположенное по адресу: <адрес>, в подвальном помещении которого находится защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие), предназначенное для укрытия рабочей смены в количестве 250 человек, Большесельское РАЙПО не является организацией, работающей в военное время, мобилизационного задания оно не имеет, в штате организации числится 5 работников, часть помещений указанного нежилого здания (бывшего здания универмага) передана РАЙПО на условиях аренды индивидуальным предпринимателям для размещения торговли товарами и магазину «Пятерочка». Ответчик не имеет финансовой возможности содержать защитное сооружение гражданской обороны и поддерживать его функционирование в надлежащем состоянии. Большесельское РАЙПО 16.09.2022 направило в Главное управление МЧС России по Ярославской области заявление о снятии с учета указанного защитного сооружения гражданской обороны и необходимые документы, до настоящего времени заявление не рассмотрено. В случае удовлетворения исковых требований представитель ответчика просила предоставить максимальный срок для выполнения указанных прокурором мероприятий гражданской обороны.

Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал.

В судебном заседании 10.10.2022 представитель ответчика Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области Белоусов Д.В., действующий согласно доверенности, исковые требования прокурора не признал, пояснил, что указанное ПРУ имеет собственника, в муниципальную собственность Большесельского муниципального района указанное сооружение не передавалось, в связи с чем, Администрация района не имеет полномочий выделять средства из бюджета на содержание данного защитного сооружения гражданской обороны.

Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Угличскому, Мышкинскому и Большесельскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области, Главного управления МЧС России по Ярославской области, представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали.

Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Угличскому, Мышкинскому и Большесельскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области в заявлении, представленном в суд, исковые требования прокурора поддержал.

Представитель Главного управления МЧС России по Ярославской области в заявлении, представленном в суд, поддержал предъявленные прокурором исковые требования, указал, что по учетным данным ГУ защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, инвентарный , числится в журнале учета защитных сооружений Главного управления и относится к типу «противорадиационное укрытие» (ПРУ), указанное защитное сооружение гражданской обороны было введено в эксплуатацию в 1981 году и может быть использовано для укрытия персонала организации и населения (посетителей универмага). 16.09.2022 Большесельским РАЙПО в ГУ МЧС России по Ярославской области были представлены паспорт защитного сооружения гражданской обороны и другие документы, необходимые для снятия сооружения с учета или изменения типа защитного сооружения. Представленные документы после согласования и (или) устранения замечаний будут направлены заявителю.

Согласно ч.3 ст.167 ГПК суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Заслушав прокурора, представителя ответчика Большесельского РАЙПО, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (в редакции от 14.07.2022) «О гражданской обороне» гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п.1 ст.9, п.4 ст. 18 данного Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (в редакции от 14.07.2022) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

В соответствии с п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (в редакции от 30.09.2019), федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Как следует из положений п.10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 (в редакции от 19.12.2022), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 3.2.1, 3.2.7, 3.6, 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны. В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации. В ЗС ГО должна быть следующая документация: по содержанию и использованию ПРУ, в том числе эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования и др. Все ЗС ГО подлежат обозначению. Маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно в организациях должны быть подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки; трафареты знаков и указателей; расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.); назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним. На территории организаций работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним выполняются заблаговременно, в жилой зоне - в ходе приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Согласно п.3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Исходя из положений п.4 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309, для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2022 Большесельскому районному потребительскому обществу на праве собственности с 03.08.2001 принадлежит нежилое здание универмага общей площадью 1549,2 кв.м, количество этажей - 4, в том числе 1 подземный, кадастровый ; произведена государственная регистрация договора аренды, заключенного между собственником здания и ООО <данные изъяты> с 17.08.2017 на срок 120 месяцев.

Как следует из материалов дела, в Перечне защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Большесельского района Ярославской области, имеющемся в Главном управлении МЧС России по Ярославской области, за значится защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие, расположенное в подвальном помещении дома по адресу: <адрес>, общей площадью 244,4 кв.м, вместимостью 200 человек.

В соответствии с п. 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций РФ от 15.12.2002 № 583, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны; статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Из паспорта противорадиационного укрытия № 653 от 28.08.2006, следует, что указанное ПРУ принадлежит Большесельскому районному потребительскому обществу (РАЙПО), убежище является встроенным в двухэтажное здание <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, Большесельское РАЙПО является организацией, эксплуатирующей ПРУ, дата приемки укрытия в эксплуатацию - 10.01.1981, назначение по проекту, утвержденному организацией <данные изъяты>, - для укрытия работающей смены, общая площадь - 250 кв.м, вместимость - 250 чел.

Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), (убежища, противорадиационного укрытия) от 16.04.2014 защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие, расположенное в подвальном помещении дома по адресу: <адрес>, находится в собственности Большесельского РАЙПО, состоит на балансе указанной организации, назначение ЗС ГО в мирное время по проекту: Противорадиационное укрытие (ПРУ).

Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (ПРУ), инвентарный от 23.07.2018, составленному комиссией с участием представителей Администрации Большесельского муниципального района Ярославской области, указанное противорадиационное укрытие считается не готовым к эксплуатации по предназначению, возможно его снятие с учета.

Из сведений, представленных Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Угличскому, Мышкинскому и Большесельскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ярославской области от 20.05.2022, видно, что в ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, проведенной указанным Отделом и прокуратурой Большесельского района Ярославской области в период с 19.05.2022 по 20.05.2022, были установлены следующие нарушения требований п. 3.6, п.1.3, п. 1.4, п.1.5, приложения № 1, 2, п. 6.2.1, п. 6.2.3, п.6.2.4, п.6.2.5, п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583: отсутствует документация защитного сооружения гражданской обороны (кроме паспорта ПРУ) по содержанию и использованию ПРУ, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, не назначено должностное лицо, ответственное за организацию правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны; не создано в мирное время звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обеспеченное необходимыми средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2, защитное сооружение гражданской обороны соответствующим образом не обозначено, маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны не определены и не обозначены, отсутствуют установленные знаки обозначения защитного сооружения гражданской обороны, указатели; помещения ПРУ не освещены, осветительная сеть нарушена; не обеспечена сохранность входа в помещение ПРУ. Согласно паспорту имеются два входа в помещение ПРУ, фактически - один вход. В помещениях на полу находится вода.

Согласно данным, представленным Администрацией Большесельского муниципального района Ярославской области от 16.09.2021, от 19.09.2022, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по указанному адресу, балансодержателем которого является Большесельское РАЙПО, ограниченно готово к приему укрываемых лиц, в отношении указанного защитного сооружения не имеется договора, заключенного с Росимуществом, хранение мобилизационного резерва на территории Большесельского муниципального района не осуществляется; на территории Большесельского района и соседних с ним районов Ярославской области отсутствуют зоны возможного радиоактивного заражения; потребности в защитном сооружении типа ПРУ, расположенном в подвальном помещении двухэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, у Большесельского РАЙПО не имеется.

Из сообщения Главного управления МЧС России по Ярославской области от 12.01.2023 следует, что по результатам рассмотрения представленной Большесельским РАЙПО документации на снятие с учета указанного защитного сооружения гражданской обороны были выявлены недостатки, заявителю предложено подготовить документы согласно требованиям Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», Методическим рекомендациям по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны от 24.02.2022 № 2-4-71-5-11.

Согласно данным, представленным Главным управлением МЧС России по Ярославской области от 10.01.2023, указанное защитное сооружение гражданской обороны, введенное в эксплуатацию в 1981 году, может быть использовано для укрытия персонала организации и населения (посетителей универмага, населения), проживающего в радиусе укрытия, который установлен п.4.12 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны».

В судебном заседании было установлено, что указанное защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в подвальном помещении нежилого здания, принадлежащего на праве собственности Большесельскому РАЙПО, находится в состоянии, не пригодном для его использования по прямому назначению.

Суд считает несостоятельными и отклоняет доводы ответчика о том, что Большесельский район отнесен к безопасным районам на территории Ярославской области, в связи с чем, потребности в защитном сооружении гражданской обороны не имеется, в силу финансового положения Большесельское РАЙПО не имеет возможности осуществлять указанные прокурором мероприятия в отношении защитного сооружения гражданской обороны.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Большесельское РАЙПО, являющееся собственником указанного защитного сооружения гражданской обороны, должно обеспечивать его надлежащее содержание и эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Согласно данным, представленным Главным управлением МЧС России по Ярославской области, указанное защитное сооружение гражданской обороны может быть использовано для укрытия персонала организации и населения (посетителей магазина, населения, проживающего в радиусе укрытия, который установлен п.4.12 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны»), учитывая, что в здании, расположенном по адресу: <адрес>, расположен магазин <данные изъяты>, другие объекты розничной торговли.

До настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по указанному адресу, не снято с учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Большесельского муниципального района Ярославской области.

Устранение нарушений в функционировании защитного сооружения гражданской обороны необходимо для соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях осуществления гражданской обороны общества, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Учитывая изложенное, исковые требования, предъявленные прокурором Большесельского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц, следует удовлетворить, возложить на Большесельское районное потребительское общество обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в целях защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера, обеспечения возможности функционирования единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации выполнить указанные прокурором мероприятия в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в подвальном помещении двухэтажного нежилого здания (магазина), находящегося по адресу: <адрес>.

Учитывая характер мероприятий, подлежащих выполнению ответчиком, срок для исполнения обязанности – в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд считает разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования, предъявленные прокурором Большесельского района Ярославской области в интересах неопределённого круга лиц к Большесельскому районному потребительскому обществу (ИНН ), удовлетворить.

Возложить на Большесельское районное потребительское общество обязанность в целях защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера, обеспечения возможности функционирования единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в подвальном помещении двухэтажного нежилого здания (магазина), находящегося по адресу: <адрес>:

1. Разработать документацию на защитное сооружение гражданской обороны (кроме паспорта по содержанию и использованию ПРУ) по содержанию и использованию противорадиационного укрытия: эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования (согласно п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583).

2. Назначить должностное лицо, ответственное за организацию правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно - технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (согласно п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

3. Создать в мирное время звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обеспеченное необходимыми средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (согласно п.п. 1.4, 1.5 приложения №№ 1, 2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

4. Обозначить защитное сооружение гражданской обороны соответствующим образом, определить и обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны, установить знаки
обозначения защитного сооружения гражданской обороны, указатели (согласно п.п. 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

5. Обеспечить надлежащее функционирование осветительной сети в помещениях защитного сооружения гражданской обороны (согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

6.    Обеспечить сохранность входа в помещение защитного сооружения гражданской обороны (согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

7. Осушить помещение защитного сооружения гражданской обороны (исключить нахождение в нем воды) (согласно п.3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено «3» февраля 2023 года.

Судья

2-7/2023 (2-166/2022;) ~ М-123/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Большесельского района Ярославской области
Ответчики
Администрация Большесельского муниципального района Ярославской области
Большесельское районное потребительское общество
Другие
Администрация Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района Ярославской области
Главное управление МЧС России по Ярославской области
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Угличскому, Мышкинскому и Большесельскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Ярославской области
Суд
Большесельский районный суд Ярославской области
Судья
Киселева Екатерина Валентиновна
Дело на странице суда
bolsheselsky--jrs.sudrf.ru
20.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2022Передача материалов судье
27.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
17.08.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее