Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2833/2023 ~ М-2431/2023 от 03.07.2023

Дело № 2-2833/2023

УИД 74RS0028-01-2023-003047-55

                     РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года                            г.Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего     Кузнецовой Е.В.,

при секретаре             Дмитриевой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы аудио-протоколирования по гражданскому делу по иску Золотых Е.В. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,

УСТАНОВИЛ:

Золотых Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.

В обоснование иска указала, что она Золотых Е.В. является собственником жилого помещения по адресу: АДРЕС, общей площадью 18,7 кв.м. В жилом помещении проживает также ее несовершеннолетний сын З.Я.А. ДАТА г.р. Заключением межведомственной комиссии 21 июня 2018 г. жилой дом по адресу: АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу. 16 августа 2018 г. постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения дома указан до 01 января 2024 года. Истец с членом семьи признана малоимущей, а 24 мая 2023 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Их дом 1954 года постройки. Последний капитальный ремонт проводился в 1977 году. Поскольку в доме длительное время не проводился капитальный ремонт, электропроводка находится в изношенном состоянии, вследствие чего возможны неблагоприятные последствия в виде короткого замыкания и пожара. В доме отсутствует централизованная канализация, из-за чего вынуждены дышать запахами отходов жизнедеятельности, поскольку ЖБО не уходят по трубам в выгребную яму. В квартире не имеется кухни, не имеется ванны и туалета. Из-за того, что в комнате и мытье посуды приходится готовить пищу, то происходит испарение, в результате сырость, плесень. Уровень половых досок находится ниже уровня земли, которая расположена на улице, поэтому сточные воды от дождя и снега попадают в квартиру, в результате гнилой пол, также сырость и плесень. С наружной стороны дома стены в полуразрушенном состоянии со множественными дырами, соответственно они промерзают. После ремонта, который был проведен в 2017 году ненадлежащего качества, была деформирована поверхность потолочного перекрытия, образовалось провисание над письменным столом ребенка, что несет угрозу его жизни. При осмотре ее квартиры Главным Управлением Государственной Жилищной инспекцией Челябинской области от 22 октября 2019 года было вынесено заключение, что на потолке установлено провисание потолочного перекрытия, что является небезопасно для проживания ее ребенка и ее в данном жилом помещении. Полагает, что все эти основания являются основанием для внеочередного предоставления жилого помещения. Истец (с учетом уточнений) просит обязать администрацию Копейского городского округа предоставить ее семье, состоящей из истицы Золотых Е.В. и ее несовершеннолетнего сына З.Я.А., вне очереди пригодное для проживание жилое помещение применительно к условиям г.Копейска жилое помещение, отвечающее установленным требованиям в черте г.Копейска, рядом со школой для обучения, общей площадью не менее 42 кв.м., состоящее не менее, чем из двух комнат.

Истец Золотых Е.В. в судебном заседании на исковых требования настаивала в полном объеме, в судебном заседании пояснила, что ее квартира, собственником которого она является, является единственным местом жительства, другого жилого помещения для проживания она не имеет.

Ответчик администрация Копейского городского округа Челябинской области о дате, времени и месте слушания дела извещены, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку истец является собственником квартиры в аварийном домостроении, поэтому при расселении аварийного домостроения, истцу будет предложена компенсация либо по соглашению другое благоустроенное жилое помещение, в соответствии со ст.32 ЖК РФ (л.д.77-78).

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Судом установлено, что Золотых Е.В. является собственником квартиры АДРЕС., площадью 18,7 кв.м. на основании договора купли-продажи квартиры от 21.10.2010 г. (л.д.21, 37-39).

Исходя поквартирной карточке, в квартире АДРЕС зарегистрированы Золотых Е.В., и З.Я.А. ДАТА с ДАТА (л.д.166).

Заключением межведомственной комиссии от 21 июня 2018 года НОМЕР многоквартирный дом АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.51).

Из акта обследования помещения НОМЕР от 21 июня 2018 года следует, что несущие и ограждающие конструктивные элементы здания имеют деформацию. Имеются зазоры между отмосткой и стенами здания, развитие сквозных трещин на внутренних стенах здания, следы замачивания стен внутренних помещений, поражение плесневыми грибами, повышенная влажность. Деревянные конструкции внутренних стен и перекрытий поражены грибком. Кровельное покрытие в удовлетворительном состоянии. Перегородки – выпучивание, трещины. Деформации, отклонение плоскости от вертикали, разрушение перегородок. Полы поражены гнилью, имеет просадки и прогибы. Деформация оконных и дверных проемов. Сопротивление изоляции электропроводки не отвечает требованиям. ВРУ устаревшие, контур заземления отсутствует инженерные сети имеют коррозию, что приводит постоянным порывам. (л.д.50).

Постановлением администрации Копейского городского округа от 16 августа 2018 года НОМЕР многоквартирный дом АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок расселения граждан до 01 января 2023 года (л.д.52).

Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 24 мая 2023 года НОМЕР Золотых Е.В. и члены ее семьи: сын З.Я.П. признаны малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.61).

19 июня 2023 года Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области НОМЕР Золотых Е.В. с сыном З.Я.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.62).

    Согласно ответов администрации Копейского городского округа Челябинской области от 27 марта 2023 г. НОМЕР, от 17 апреля 2023 г. НОМЕР, что расселение указанного домостроения планируется осуществить в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 21 декабря 2020 года № 700-П. В соответствии с законом Челябинской области от 27 декабря 2022 года № 727-ЗО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2023 и 2025 годов» финансирование мероприятий по расселению аварийных домостроений в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области» в 2023 году не предусмотрено. В связи с чем. вопрос о расселении домостроения АДРЕС планируется рассмотреть в 2024-2025 годах. При наличии достаточного финансирования (л.д.82, 87,88).

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Таким образом, Золотых Е.В., как собственник на жилого помещения, признанное непригодным для проживания и подлежащим сносу, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года N 20-П части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 28, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Собственники жилых помещений, признанные малоимущими и состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное этой нормой денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств. Сказанное согласуется с требованиями статей 210 и 211 Гражданского кодекса Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения.

Соответственно, правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности, один из элементов которого - возможность изъять имущество для государственных или муниципальных нужд, и в силу данного обстоятельства он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных в силу пожара и прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения (часть 8), действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон.

В свою очередь, статья 95 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, граждан, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3), и тех, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1). Согласно статье 106 данного Кодекса жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на человека (часть 1) и договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается, в частности, на период до завершения капитального ремонта или реконструкции дома и до завершения расчетов с гражданами, чье жилье стало непригодным для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года (пункты 1 и 3.1 части 2).

Следовательно, применительно к самой распространенной ситуации срок пользования маневренным жилищным фондом ограничен без привязки к удовлетворению жилищных потребностей другим способом, а завершение расчетов не означает получения той суммы, которая позволяет решить жилищный вопрос самостоятельно. Реализация приведенных положений статьи 95 данного Кодекса также зависит от наличия свободных помещений маневренного фонда, притом что он не охватывает жителей индивидуальных домов, признанных непригодными для проживания вследствие естественного износа, а его природа несовместима с проживанием на постоянной основе.

Малоимущие граждане не могут воспользоваться и улучшением жилищных условий на основании договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (пункт 2 части 1 статьи 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В сложившейся ситуации права малообеспеченных граждан зависят от принятия соответствующих решений государственными и муниципальными органами, в том числе о включении конкретного многоквартирного дома в региональную программу по расселению или об изъятии земельного участка, где расположен жилой дом, с предоставлением возмещения (по возможности в натуральной форме - в виде другого жилого помещения). Однако подобный выбор отсутствует у малоимущих граждан. Даже будучи принятыми на учет в муниципальном образовании в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, они могут рассчитывать на улучшение своих жилищных условий только в случае финансового благополучия этого муниципального образования и наличия у него свободного жилищного фонда социального использования. К тому же их интерес может конкурировать с такими же интересами других малоимущих, состоящих длительное время на данном учете, или граждан, подлежащих внеочередному обеспечению жильем из государственного или муниципального жилищного фонда по другим основаниям.

Таким образом, с учетом, того, что Золотых Е.В.., признана малоимущий и состоящий на учете нуждающихся в жилье, является собственником квартиры, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, невозможность проживания в другом жилом помещении, данное жилое помещение для нее и ее сына является единственным местом жительства, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию КГО обязанность по предоставлению Золотых Е.В., З.Я.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18,70 кв.м., отвечающей установленным санитарно-техническим требованиям в черте Копейского городского округа.

В пункте 37 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, целью предоставления жилого помещения в порядке статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации является устранение негативных факторов, которым подвергаются жизнь и здоровье граждан, проживающих в аварийном жилье. Именно поэтому основополагающим принципом при предоставлении иного помещения взамен аварийного является его равнозначность по общей площади.

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

Учитывая, что истица совместно с несовершеннолетним сыном, состоящая на учете в общей очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения социального найма, подлежит обеспечению жилым помещением исходя из нормы предоставления в порядке очередности, поэтому и оснований для понуждения ответчика в предоставлении такого помещения, по сути во внеочередном порядке, с учетом нормы предоставления в силу закона не имеется.

    Ссылка администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского о круга Челябинской области от 18 августа 2020 года, где в удовлетворении исковых требований Золотых Е.В. к администрации Копейского городского округа Челябинской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г.Копейска Челябинской области, равнозначного по площади занимаемого жилого помещения не менее 18,7 кв.м. было отказано, судом не принимаются, поскольку судебный акт принят по другим фактическим обстоятельствам и иным основаниям заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Золотых Е.В. к Администрации Копейского городского округа Челябинской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области предоставить Золотых Е.В. ДАТА г.р. (паспорт НОМЕР), З.Я.А. ДАТА г.р. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 18,7 кв.м., в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарно-техническим требованиям в черте Копейского городского округа.

После предоставления жилого помещения Золотых Е.В., З.Я.А. жилого помещения прекратить право собственности Золотых Е.В. ДАТА г.р. (паспорт НОМЕР) на жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:                  Е.В.Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года

Председательствующий

2-2833/2023 ~ М-2431/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Золотых Елена Викторовна
Ответчики
Администрация КГО
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Кузнецова Е.В.
Дело на странице суда
kopeysk--chel.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Подготовка дела (собеседование)
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее