РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 29 декабря 2022 г.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи – Селимова Б.С.,
при секретаре помощнике судьи – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Рутул гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес скрыт> ФИО2 к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхне-Катрухская СОШ» и администрации муниципального района «<адрес скрыт>» об обязании принять меры, направленные на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях,
У С Т А Н О В И Л:
и.о. прокурора <адрес скрыт> ФИО2 обратилась в районный суд с иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению (далее - МКОУ) «Верхне-Катрухская СОШ» и МР «<адрес скрыт>» об обязании принять меры, направленные на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, указывая, что прокуратурой района совместно с сотрудниками ГОООПОО МОВО по <адрес скрыт> – филиал ФГКУ «УВО ВНС России по <адрес скрыт>», согласно поручению прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности в МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ». Так, в нарушение пункта 5 постановления <№ скрыт> в Аракульской СОШ определено должностное лицо ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации – учитель ОБЖ ФИО3, тогда как согласно п. 5 постановления <№ скрыт>, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях);
- в нарушении пункта 24 п.п. «в» постановления <№ скрыт> Верхне-Катрухская СОШ не обеспечена пропускным и внутриобъектовым режимом;
- в нарушении пункта 24 п.п. «д» постановления <№ скрыт> в СОШ не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
- в нарушении пункта 24 п.п. «з» требования постановления <№ скрыт> в СОШ не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
- в нарушении пункта 24 п.п. «н» требования постановления <№ скрыт> в Нижне-Катрухской СОШ не осуществляются мероприятия по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
Факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Просит обязать администрацию МР «<адрес скрыт>» выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федерального законодательства. Обязать МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ» после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без своего участия.
Представители ответчиков – МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ» и администрации МР «<адрес скрыт>», извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явились.
Представитель третьего лица – МОВО по <адрес скрыт> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес скрыт>», извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился.
Изучив и исследовав материалы дела, суд считает иск и.о. прокурора основанным на законе и потому считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона <№ скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч.2).
Положениями п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2). Соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Пунктом 8 части 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлена необходимость обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В целях решения вопросов местного значения, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, причём независимо является ли местный бюджет дотационным.
Как следует из материалов дела при проведении прокуратурой <адрес скрыт> совместно с сотрудниками ГОООПОО МОВО по <адрес скрыт> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес скрыт>» проверкой по исполнению законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности в МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ» установлено, что Верхне-Катрухская СОШ отнесена к четвертой категории опасности и в ней выявлены ряд нарушений и недостатков.
Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение требования прокуратуры <адрес скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> заместителем прокурора <адрес скрыт> ФИО2 совместно с старшим инспектором ГОООПОО МОВО по <адрес скрыт> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес скрыт>» майором полиции ФИО4 с участием директора МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ» ФИО5 проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) просвещения МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ». В ходе данной проверки установлено, что в нарушение пункта 5 постановления <№ скрыт> в Верхне-Катрухской СОШ определено должностное лицо ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) и организации – учитель ОБЖ ФИО3, тогда как согласно п. 5 постановления <№ скрыт>, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях);
- в нарушении пункта 24 п.п. «в» постановления <№ скрыт> Верхне-Катрухская СОШ не обеспечена пропускным и внутриобъектовым режимом;
- в нарушении пункта 24 п.п. «д» постановления <№ скрыт> в СОШ не оборудована системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
- в нарушении пункта 24 п.п. «з» требования постановления <№ скрыт> в СОШ не проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
- в нарушении пункта 24 п.п. «н» требования постановления <№ скрыт> в Нижне-Катрухской СОШ не осуществляются мероприятия по взаимодействию с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД Российской Федерации и территориальными органами ФСВНГ Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
Таким образом, факт выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
При изложенных обстоятельствах, иск и.о. прокурора <адрес скрыт> является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а госпошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Ввиду того, что исковые требования подлежат удовлетворению, а истец в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, ответчик – администрация МР «<адрес скрыт>» освобождена от уплаты госпошлины в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, госпошлина взыскивается с ответчика – МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ» в федеральный бюджет в порядке ст. 103 ГПК РФ, что, по правилам п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 6000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о. прокурора <адрес скрыт> Республики Дагестан ФИО2 удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального района «<адрес скрыт>», муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Верхне-Катрухская средняя общеобразовательная школа», незаконными.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес скрыт>» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушений требований федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ и Постановления правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «Об утверждении требовании к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Обязать МКОУ «Верхне-Катрухская СОШ» после поступления денежных средств, обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в справке УВО ВНГ по РД от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Верхне-Катрухская средняя общеобразовательная школа» в пользу бюджета госпошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд в течение одного месяца со дня его составление в окончательной форме.
Председательствующий Б.С. Селимов
Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.