Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-204/2022 (2-1697/2021;) ~ М-1521/2021 от 12.11.2021

Дело №2-204/2022

11RS0004-01-2021-0052-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Литвиненко С.К.,

при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 08 декабря 2022 года дело по иску Пешкиной Л.В. к администрации МР «Печора» об обязании заключить соглашение о выкупе жилого помещения и земельного участка,

установил:

Пешкина Л.В. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» об обязании заключить соглашение о выкупе жилого помещения и земельного участка. В обоснование иска указав, что решением Печорского городского суда от 14.01.2021г. исковые требования Пешкиной Л.В. к администрации МР «Печора» и М.. о признании недействительным соглашения №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 07.11.2018г., заключенного между МО МР «Печора» и М.. и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права муниципальной собственности на **********, признании права собственности на спорную квартиру за Пешкиной Л.В. в порядке наследования, удовлетворены. Судом при рассмотрении дела №... установлено, что, Пешкина Л.В., являясь наследником по праву представления после смерти брата Л.., умершего **.**.**, фактически вступила в права наследования после смерти брата путем осуществления действий по содержанию **********, которая принадлежала Л.. Однако, в ходе судебного разбирательства установлено, что **********, признанный аварийным подлежащим сносу, вошел в перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению в рамках реализации Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2018годы. 07.11.2018г. между МО МР «Печора», от имени которого выступал КУМС МР «Печора», и МА Т.А., действующей от имени М.. по доверенности, заключено соглашение №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд, предметом которого является изъятие путем выкупа доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ********** расположенный на нем объект недвижимости –**********. Размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, а также размер прочих убытков, подлежащих возмещению, в связи с прекращением права на такое имущество, составил 1 010 430 руб. Указанные денежные средства были перечислены МА 27.11.2018г. в полном объеме. По информации, представленной ГБУ РК «РУТИКО», указанная квартира зарегистрирована за М.. При этом, 28.03.2002г. администрацией Зеленоборского сельсовета был изменен адрес ********** с присвоением нового адреса: **********. Решением Печорского городского суда установлен факт изъятия **********, а также соблюдения процедуры изъятия до стадии направления и заключения соглашения №... об изъятии недвижимого имуществ для муниципальных нужд.

Истец, обосновывая свои требования положениями ст.ст.10-12, 32 ЖК РФ, просит суд обязать администрацию МР «Печора» заключить с Пешкиной Л.В. соглашение об изъятии квартиры по адресу: ********** земельного участка соразмерно доле в праве собственности на квартиру для муниципальных нужд в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

08.04.2022г. от истца в суд поступил уточненный иск, согласно которого истец просит изъять для муниципальных нужд у Пешкиной Л.В., принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 32,7 кв.м., путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество в сумме 1 010 430 руб. (т.1 л.д.53).

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, ее представителя адвоката Пашиной Т.В., действующей на основании ордера (т.1 л.д.10), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, истец представила в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает, просит взыскать сумму согласно отчету №... (т. 2 л.д.73).

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (т.2 л.д.77), представили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в иске просят отказать, но в случае, если суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, то просят учесть 2 экспертизы, проведенные в рамках рассмотрения указанного дела, назначенные судом (т.2 л.д.79).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КУМС МР "Печора", Управление финансов МР "Печора", Государственная жилищная инспекция по г. Печоре (далее ГЖИ по г. Печоре).

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (т.2 л.д.68,69,76).

Начальник госжилинспекции по г.Печора представила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, оставляет принятие решения на усмотрение суда (т.2 л.д.71).

Управление финансов МР «Печора» также представило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (т.2 л.д.78).

КУМС МР «Печора» представило в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что согласно заключению эксперта №...Д от 28.11.2022 размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ********** на 30.07.2010 составляет 154 653,00 руб. Изменение места жительства, временное пользование иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переезд, поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформления права собственности на другое жилое помещение, досрочное прекращение своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, Пешкиной Л.В. не осуществлялось и, соответственно, убытки не причинены. По расходам на капитальный ремонт комитет не согласен, убытки, понесенные в качестве аренды другого жилого помещения переезда не признают (т.2 л.д.75).

Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №... в двух томах, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

Заочным решением Печорского городского суда от 14.01.2021г. признано недействительным Соглашение №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 07.11.2018, заключенное между Муниципальным образованием муниципального района «Печора», от имени которого действует Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора», и МА, действующей от имени М. на основании доверенности от 28.03.2018, удостоверенной нотариусом Ухтинского нотариального округа Г..

Применены последствия недействительности ничтожной сделки – Соглашения №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд от 07.11.2018.

Прекращено право собственности Муниципального образования муниципального района «Печора» на **********

Установлен факт принятия Пешкиной Л.В. наследства, открывшегося после брата Л.., **.**.** года рождения, уроженца л/уч. ********** Республики Коми, умершего **.**.**.

Признано за Пешкиной Л.В. право собственности на ********** в порядке наследования после отца Л.., **.**.** года рождения, уроженца **********, умершего **.**.**, матери Вейс А. Я., **.**.** года рождения, уроженки **********, умершей **.**.**, и брата Лукьянец В.В., **.**.** года рождения, уроженца л/уч.********** Республики Коми, умершего **.**.** (мат. гр. дела №...).

В силу п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В ходе судебных заседаний при рассмотрении указанного выше гражданского дела №... установлено, что ********** признан аварийным и подлежащим сносу (акт городской межведомственной комиссии от **.**.** №...).

Указанный дом на основании постановления администрации МР «Печора» от 08.04.2013г. №... «Об утверждении муниципальной адресной программы «переселения граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018годы» и постановления Правительства Республики Коми от 12.04.2013 №... «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018годы» был включен в 5 этап программы переселения.

07.11.2018 между Муниципальным образованием муниципального района «Печора», от имени которого выступал КУМС МР «Печора», и МА, действующей от имени М.. по доверенности от **.**.**, заключено Соглашение №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд (далее – Соглашение) (т.1 л.д.169-171), предметом которого является изъятие путем выкупа доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 400 кв.м, расположенный по адресу: **********, и расположенного на нем объекта недвижимого имущества – жилого помещения – **********, с кадастровым номером №..., общей площадью 32,7 кв.м (п.1.1 Соглашения).

Согласно п.1.4 Соглашения расположенный на земельном участке объект недвижимости принадлежит М. на основании постановления администрации г.Печора о передаче в собственность от 21.08.1996 №..., что подтверждается регистрационным удостоверением №..., выданным Печорским МБТИ 10.03.1997 и записанным в реестровую книгу под №....

Размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права на земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, а также размер прочих убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права на такое имущество, составил 1 010 430 руб. (п.2.2 Соглашения).

Установлено, что денежные средства в указанном размере были перечислены МА, действующей по доверенности от М.., в полном объеме 27.11.2018, что подтверждается материалами дела.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что при заключении Соглашения в подтверждение права собственности Мельник Г.П. на ********** была представлена выписка из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства помещения от 29.03.2018 №..., выданная Печорским отделением Филиала АО «Ростехинветаризация –Федеральное БТИ» по Республике Коми.

Как следует из информации, представленной ГБУ РК «РУТИКО» по материалам учетно-технической документации ********** также зарегистрирована за М..

Однако, 28.03.2002 администрацией Зеленоборского сельсовета был изменен адрес **********, принадлежащей М. Согласно списку, данному жилому помещению присвоен новый адрес: **********. В реестровую книгу изменения не внесены.

Таким образом, за М. в настоящее время числится зарегистрированным на праве собственности жилое помещение по адресу: **********

Из-за не внесении записи об изменении нумерации домов, ГБУ РК «РУТИКО» ошибочно выдало справку о зарегистрированном праве МА., не являющейся собственником изымаемого помещения.

Так решением суда №... установлен факт изъятия ветхого жилья, а именно: **********, а также соблюдения процедуры изъятия до стадии направления и заключения №... об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

После вступления решения в законную силу прошел значительный промежуток времени, однако, не смотря на тот факт, что процедура выкупа в отношении жилого помещения, принадлежащего истцу начата и фактически окончена, соглашение о выкупе квартиры и земельного участка с истцом не заключено.

Требования истца подлежат удовлетворению частично в силу следующей аргументации.

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В силу п.6 ст.32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (п.7 ст.32 ЖК РФ).

Как следует из ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, отраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

В соответствии со ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.

В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.

Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

В нарушение вышеперечисленных норм права ответчик не заключил с истцом соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Как следует из отчета №... об определении рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: ********** (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом), заказчиком которого являлся КУМС МР «Печора» на дату составления 05.10.2018г. рыночная стоимость квартиры, общей площадью 32,7кв.м. составляет 1 010 430руб., в том числе доля в праве общей собственности на земельный участок под домом – 191 982руб. (т.1 л.д.54-70).

Согласно ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании чего, судом не принимается данный отчет, как допустимое доказательство, поскольку он составлен 05.10.2018, то есть более двух лет назад, тогда как выкупная цена стоимость жилого помещения должна быть актуальной и определяться на дату рассмотрения дела в суде.

Определением Печорского городского суда от 27.05.2022 по делу назначена судебно-оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного жилого помещение, проведение которой было поручено специалистам Торгово-промышленной палаты г.Ухты (т.1 л.д.87-88).

26.08.2022 в суд поступило заключение эксперта №..., из которого следует, что рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: **********, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием (п.7 ст.32 ЖК РФ), округлено на 22.08.2022 составляет 439 529,00руб. ( т.1 л.д.104-261).

Определением суда от 03.10.2022 по настоящему делу была назначена дополнительная судебно-оценочная экспертиза эксперту Торгово-промышленной палаты г.Ухта Вещагиной Л.Г. с целью определения размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ********** на 30.07.2010 (дата признания дома аварийным и подлежащим сносу) в связи с изъятием дома и земельного участка для муниципальных нужд, поскольку при первоначальной экспертизе данный вопрос не был разрешен (т.2 л.д.24-25).

02.12.2022 в Печорский городской суд поступило заключение эксперта №...Д, в котором указано, что размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ********** на 30.07.2010 (дата признания дома аварийным и подлежащим сносу с связи с изъятием дома и земельного участка для муниципальных нужд округленно составляет 154653,00руб. (т.2 л.д.24-65).

Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию в пользу Пешкиной Л.В. в связи с изъятием для муниципальных нужд принадлежащей ей на праве собственности ********** путем выкупа составит 594 182,00 руб. (439259,00руб. + 154653,00руб.)

Судом принимаются представленные отчеты как допустимые доказательства размера стоимости выкупной цены, поскольку они составлен специалистом, имеющим специальные познания и опыт работы в оценочной деятельности.

Обоснованного возражения по размеру выкупной цены ответчик не представил.

Доводы стороны истца, изложенные в исковом заявлении и объяснения, данные представителем истца Пашиной Т.В.в предыдущих судебных заседаниях о том, что во внимание должен быть принят отчет, по которому ответчик выплатил М. компенсацию за изъятое жилое помещение, подлежат отклонению по изложенной выше аргументации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца Пешкиной Л.В. и изъятии для муниципальных нужд МР «Печора» у Пешкиной Л.В. принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, расположенное по адресу: Республика **********, общей площадью 32,7 кв.м., путем выкупа, определив размер возмещения за изымаемое имущество сумму 594 182,00руб.; прекращении права собственности Пешкиной Л.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: **********, общей площадью 32,7 кв.м. после выплаты возмещения за изымаемое имущество.

В иске Пешкиной Л.В. к Администрации МР «Печора» о взыскании компенсации в размере 416 248,00 рублей, следует отказать.

Также подлежат отклонению доводы ответчика и третьего лица КУМР МР «Печора» о том, что они не могут выплатить выкупную цену на том основании, что еще не получили денег М.., поскольку данные доводы не основаны на законе.

Подлежат отклонению и доводы третьего лица КУМС МР «Печора» о том, что истцом не представлены доказательства изменения места жительства, временное пользование иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переезд, поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформления права собственности на другое жилое помещение, досрочное прекращение своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, Пешкиной Л.В. не осуществлялось и, соответственно, убытки не причинены, а поэтому подлежат исключению, поскольку размер выкупной цены произведен экспертом в соответствии с требованиями ст. 32 ЖК РФ, которая предусматривает включение данных расходов, как убытки, подлежащие взысканию.

Иного размера убытков, сторона ответчика и третье лицо не представила.

Данные экспертные заключения суд признает допустимым доказательством. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение, имеет специальное образование, стаж работы в качестве эксперта-оценщика 14 лет. Заключения сомнений не вызывают.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, с учетом их уточнения от 08.04.2022 (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░., **** ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ********** ░░░░░ ░░░░░░░░ 32,7 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 594 182,00 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: **********, ░░░░░ ░░░░░░░░ 32,7 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 416 248,00 ░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

2-204/2022 (2-1697/2021;) ~ М-1521/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пешкина Лидия Васильевна
Ответчики
Администрация МО МР "Печора"
Другие
КУМС МР "Печора"
Пашина Татьяна Васильевна
ГЖИ по г. Печоре
Управление финансов МР "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Литвиненко Станислав Константинович
Дело на сайте суда
pechora--komi.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2022Судебное заседание
09.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
15.09.2022Производство по делу возобновлено
03.10.2022Судебное заседание
05.12.2022Производство по делу возобновлено
08.12.2022Судебное заседание
09.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее