Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2130/2023 от 17.01.2023

судья: Серова С.Н.     адм. дело N 33а-2130/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 февраля 2023 года                     г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Волжского района Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2022 г. по делу N 2а-2476/2022 по административному исковому заявлению Портнова Алексея Ивановича об оспаривании решения органа местного самоуправления и о восстановлении нарушенного права.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя администрации Волжского района Самарской области Ефименко П.В., поддержавшего апелляционную жалобу, административного истца и его представителя Бутузовой З.Р., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

Портнов А.И. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что ему была согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенным по адресу: <адрес>

Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства ему отказано по причине того, что формирование испрашиваемого земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. приведет к нерациональному использованию земель.

Основанием для отказа послужил подп. 1 п. 8 ст.39.15 ЗК РФ, в чем именно выражается нерациональное использование земель, указано не было.

Решением Волжского районного суда Самарской области 26 сентября 2022 г. административное исковое заявление удовлетворено, постановление администрации муниципального района Волжский Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ г. признано незаконным.

На администрацию возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению заявления Портнова А.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 58-67).

В апелляционной жалобе администрация муниципального района Волжский Самарской области выражает несогласие с решением суда, просит отменить как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в административном иске (л.д. 73-74).

Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела Портнов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ г. проходил военную службу и приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ г. N <данные изъяты> (по личному составу) был уволен с военной службы по ст. 51 п. 1 подп. А, по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность. Согласно части 7 указанной статьи предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Согласно пункту «д» части 3 статьи 9 Закона Самарской области № 94-ГД от 11.03.2005 «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек: гражданам, проходившим военную службу и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Постановлением главы администрации сельского поселения Черновский муниципального района Волжский Самарской области Портнову А.И. согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес> (л.д. 7).

Портнов А.И. ДД.ММ.ГГГГ г. обратился в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также справку, выданную военным комиссариатом (л.д. 8-9).

Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ г. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, основанием для отказа указан подп. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ.

Разрешая спор и признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции счел недоказанными названные фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда в виду следующего.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

В случае по настоящему делу уполномоченный орган принял решение об отказе в предоставлении земельного участка на основании подпунктов 14 и 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации, то есть применительно к приведенным выше законоположениям уполномоченный орган совершил действие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК Российской Федерации.

Согласно подпунктам 14 и 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

К таким основаниям в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса относится разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Административным ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 62 КААС РФ не представлены доказательства обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений относительно требований административного истца.

Как следует из имеющейся в материалах дела схеме земельного участка отсутствует изломанность границ, а именно: какая-либо сложная конфигурация, острые или многочисленные углы, которые бы усложняли или делали невозможным установление границ данного участка, постановку его на кадастровый учет, рациональное использование его по назначению или иным образом препятствовали бы рациональному использованию землевладений и землепользований. Из расположения испрашиваемого земельного участка на схеме и публичной кадастровой карте, с учетом земельного участка, государственная собственность на который не разграничена ухудшения конфигурации земельного массива не установлено.

При данных обстоятельствах, когда имеется совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого распоряжения, решение Волжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2022 г. отмене, а апелляционная жалоба администрации муниципального района Волжский Самарской области удовлетворения, не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Волжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено <данные изъяты> г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2130/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Портнов А.И.
Ответчики
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Другие
Администрация с.п. Черновский м.р. Волжский
ПАО Россети Волга - филиал Самарские распределительные сети
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.01.2023Передача дела судье
09.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее