Дело № 12-383/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
26 апреля 2022 г. г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Аладина Д.А., при секретаре Громовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – директора ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкова А. И. на постановление <номер> и.о. заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением <номер> и.о. заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> должностное лицо – директор ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюков А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 ч. 1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за то, что <дата> по адресу регистрации: <адрес>, должностное лицо – директор ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюков А.И. нарушил требования ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а именно, из кассы Общества <дата>. произведена выплата денежных средств расходным кассовым ордером <номер> на основании Платежной ведомости <номер> от <дата>. сотрудникам – нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, выплачено в сумме 19 120.00 рублей.
Директор ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюков А.И. подал жалобу на вышеуказанное постановление, которое просит отменить, как незаконное и необоснованное, и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ N 173-ФЗ нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета. Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидентов, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена. Считает, что в случае если работник не указал счет в банке, трудовым или коллективным договором условия перечисления заработной платы не определены, либо работник желает получать заработную плату наличными денежными средствами, то безналичная форма получения заработной платы невозможна, в противном случае действия работодателя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Не выплачивать зарплату работникам, нарушая трудовое законодательство, их организация не вправе.
Директор ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюков А.И. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Условия, необходимые для реализации права на защиту, Микрюкова А.И. судом были предоставлены, судья считает возможным рассмотреть настоящее дело, в порядке ст. 25.1 КоАП РФ, в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В судебном заседании свидетель - главный государственный налоговый инспектор правового отдела Межрайонной ИФНС России № 1 по Московской области ФИО1 просила суд обжалуемое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указала, что постановление административного органа законно, обоснованно и не подлежит отмене, нормы материального и процессуального права не нарушены. Также пояснила, что в соответствии с п. 1.1. ст. 86 НК РФ Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Таким образом, в информационном ресурсе АИС Налог-3 ПРОМ налогового органа, имеется информация о наличии у сотрудников-нерезидентов открытых расчетных счетов в уполномоченных банках, ФИО сотрудников-нерезидентов, дата открытия счетов и наименование Банков, в которых они были открыты и не требует подтверждения. При этом не имеет существенного значения факт наличия либо отсутствия расчетного счета у соответствующего нерезидента, поскольку в рассматриваемом случае, в качестве объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ Должностному лицу Общества вменяется осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. В рассматриваемом случае, денежные средства от резидента были переведены не на счет, открытый в уполномоченном банке, а выданы в наличной форме, что является недопустимым. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения. Просила приобщить к материалам дела сведения из информационного ресурса АИС Налог-3 ПРОМ о счетах работников общества.
Суд, проверив доводы жалобы, выслушав свидетеля, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
В соответствии с положениями ст. 1 названного Федерального закона резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с пп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 настоящей статьи.
Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и перечень этих случаев является исчерпывающим.
Расчеты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 вышеприведенного Федерального закона перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с платежной ведомостью <номер> от <дата>., за расчетный период с <дата>. по <дата>., из кассы Общества в наличной форме была произведена выплата денежных средств сотрудникам - нерезидентам, имеющим открытые расчетные счета в уполномоченных банках, на общую сумму 19 120 руб. 00 коп., что подтверждается расходным кассовым ордером <номер> от <дата>, а именно: ФИО2, дата открытия счета в ПАО "Сбербанк России" <дата>, сумма выплаты 9 560 руб. 00 коп.; ФИО3, дата открытия счета в ООО КБ "Геобанк" <дата>, сумма выплаты 9 560 руб. 00 коп.
Подтверждением в получении денежных средств наличным платежом служат подписи указанных работников-нерезидентов в платежной ведомости <номер> от <дата>. за расчетный период с <дата>. по <дата>.
Руководителем ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ», подписавшим указанную платежную ведомость о выплате физическим лицам - нерезидентам наличных денежных средств из кассы этого общества, является директор Микрюков А.И.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления <дата> в отношении директора ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкова А.И. протокола об административном правонарушении, а также последующего вынесения постановления о назначении административного наказания от <дата>, которым Микрюков А.И. как руководитель юридического лица признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина директора ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкова А.И. подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении <номер> от <дата>; сообщением МУ МВД России «Раменское» о пребывании иностранных граждан на территории Российской Федерации; расходным кассовым ордером ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» <номер> от <дата>; платежной ведомостью ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ», сведениями о счетах работников общества и иными материалами дела.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, вышеуказанные действия директора ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкова А.И., не принявшего все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Административное наказание назначено директору ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкову А.И. в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц санкцией ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, данных о личности виновного.
Назначенное административное наказание полностью соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ, отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7 и 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С доводами жалобы о наличии оснований для применения по настоящему делу положений ст. 2.9 КоАП РФ суд согласиться не может, исходя из следующего:
Суд приходит к выводу, что совершенное директором ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюковым А.И. правонарушение создает угрозу экономической безопасности государства.
Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 года N 683, установлено, что валютная политики является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
В соответствии с преамбулой названного выше Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Соблюдение положений и требований Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ и актов органов валютного регулирования позволяет достигнуть единства внешней и внутренней политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Нарушения валютного законодательства Российской Федерации считаются наиболее общественно - опасными, что следует из установленного законодателем повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере, а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение.
Таким образом, совершенное директором ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюковым А.И. правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в сфере стабильности внутреннего валютного рынка, а также приводит к невыполнению поставленных государством задач по реализации единой государственной валютной политики, направленной на обеспечение законности и прозрачности вывода денежных средств за пределы территории Российской Федерации.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению директором ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюковым А.И. норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Не усматривается оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности допущенного директором ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюковым А.И. правонарушения, поскольку по смыслу указанной статьи оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что целью валютного контроля, изложенной в преамбуле Закона N 171-ФЗ, является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации, обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, суд не находит оснований для признания совершенного по настоящему делу правонарушения малозначительным.
Санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
Суд считает, что привлечение руководителя Общества к административной ответственности с назначением ему штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ согласуется с предупредительными целями наказания, соответствует принципам законности и справедливости наказания.
Доводы жалобы о том, что положения Закона N 173-ФЗ противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации в той части, в которой они ограничивают право работников-нерезидентов на выбор удобного им способа выплаты заработной платы, суд отклоняет, отмечая, что работодатель обязан осуществлять реализацию норм трудового права с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ, а локальные акты работодателя не должны противоречить требованиям указанного закона. Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.09.2019 года N 310-ЭС19-16742.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами должностного лица о фактических обстоятельствах дела.
Материалы дела не свидетельствуют о нарушении должностным лицом норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену либо изменение обжалуемого постановления.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление <номер> и.о. заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкова А. И. оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Управляющая Компания «ПАРК-СИТИ» Микрюкова А. И. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня его получения или вынесения.
Судья: