Дело № 5-123/2019
10RS0016-01-2019-001784-02
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
5 декабря 2019 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Хольшев А.Н., при секретаре Мамаевой И.Г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рапид» (ООО «Рапид»), место нахождения исполнительного органа (юридический адрес): ул. Спиридонова д. 25 пом.32 г. Сегежа, Сегежского района, Республики Карелия, 186422,
УСТАНОВИЛ:
Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) в отношении ООО «Рапид» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в соответствии с распоряжениями УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 10.09.2019 № 449-р и 12.09.2019 № 457-р в период с 07 по 31 октября 2019 года проведена плановая документарная проверка с целью контроля за исполнением обязательных требований в области обеспечения безопасности в отношении ООО «Рапид». В ходе проверки установлено, что ООО «Рапид» не соблюдаются требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, что является угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, а именно:
- не назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности 6 транспортных средств: автобусов марки MERCEDES-BENZ-223602, Z7C223602D0004626, Z7C223602H0007967, Z7C223602E0006128, Z7C223602F00072, Z7C223602H0008004, Z7C223602G0007692 (далее – ТС), в том числе персонала транспортного средства при осуществлении перевозок, что является нарушением п.п.2 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 (далее – Требования № 924);
- не информируются в наглядной и доступной форме все физические лица, находящиеся на ТС, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, что является нарушением ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 1 ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон № 16-ФЗ), подп. 13 п. 7 Требований № 924);
- транспортные средства не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине (отделении водителя) транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства; передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных; выявление проникновения нарушителя в зону транспортной безопасности транспортных средств или ее части и (или) критические элементы транспортных средств, что является нарушением ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ, подп. 6 п. 23 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не проверено на наличие/отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленно преступления, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 11 п. 7 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не проверено на наличие/отсутствие психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 11 п. 7 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не проверено на наличие/отсутствие досрочного прекращения полномочий по государственной должности или увольнения с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии q законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года, что является нарушением п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 11 п. 7 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не имеет заключения органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, что является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 11 п. 7 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не проверено на предмет наличия в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что является нарушением п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 11 п. 7 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не проверено на наличие/отсутствие административного наказания за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, что является нарушением п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 11 п. 7 Требований № 924;
- лицо, назначенное ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (К.) не прошло в порядке, установленном Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности, что является нарушением п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ, подп. 12 п. 7 Требований № 924.
Действия лица, привлекаемого к административной ответственности, государственный орган квалифицировал по ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Представитель ООО «Рапид» Капитонова О.В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласилась.
Изучив протокол об административном правонарушении от 13.11.2019, заслушав пояснения представителя ООО «Рапид», исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные умышленно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю) (п. 7 ст. 1 Закона № 16-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. № 924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - Требования).
В соответствии с под. 2 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства.
В соответствии с подп. 11 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны проверять силы обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности".
В соответствии с подп. 12 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства.
В соответствии с подп. 13 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны в отношении транспортных средств информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства.
В соответствии с подп. 6 п. 23 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) на транспортных средствах II категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, обязаны: оснащать транспортное средство техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине (отделении водителя) транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства.
Согласно акту проверки от 31.10.2019 № 07-43-05/357(А) установлено, что ООО «Рапид» осуществляет перевозки пассажиров в междугороднем сообщении по территории Республики Карелия, в том числе по маршруту Сегежа – Петрозаводск – Сегежа, для чего использует 6 автобусов. При этом в ООО «Рапид» не назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности используемых транспортных средств, отсутствует наглядная информация в доступной форме для всех физических лиц, находящихся на транспортных средствах, о требованиях законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности; отсутствуют технические средства видеофиксации в кабинах (отделении водителя); отсутствуют технические средства видеофиксации на путях прохода в салоны; отсутствуют сведения о проверке лица, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, - К. на предмет соответствия требованиям, установленным ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».
По факту выявленных нарушений 31 октября 2019 года УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ООО «Рапид» выдано предписание № 07-43-05/357 (П) об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, в действиях ООО «Рапид» правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Вина ООО «Рапид» в совершении правонарушения подтверждена так же протоколом об административном правонарушении, распоряжением от 10.09.2019, уведомлением о проведении плановой проверки от 10.09.2019, иными материалами дела.
Все письменные доказательства по делу суд признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными.
В соответствии со ст. 3.1. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о имущественном положении правонарушителя, наличия смягчающих ответственность обстоятельств, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает необходимым назначить наказание ООО «Рапид» в виде административного штрафа. Оснований для избрания иного наказания суд не находит.
В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. Данное положение касается правонарушений, которые не представляют большого общественного вреда. Однако суд считает, что совершенное ООО «Рапид» правонарушение относится к категории правонарушений, представляющих повышенную опасность, в связи с чем, не может быть признано малозначительным.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ, вступившим в действие с 04.07.2016г., Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Рапид" относится к категории микропредприятие, то есть является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии же с ч. ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям на транспорте, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Невыполнение требований законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, понижает состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
Тот факт, что ООО "Рапид" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", а также, что оно привлекается к административной ответственности впервые, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2. КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение становится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2. КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Характер деятельности юридического лица ООО «Рапид» свидетельствует о том, что: общество длительное время использует на законном основании транспортные средства для осуществления междугородних пассажирских перевозок автомобильным транспортом; у ООО «Рапид» не было объективных препятствий, не зависящих от его воли, форс-мажерных обстоятельств, не позволяющих ему исполнить пункты Требований, неисполнение которых ему вменяется; исполнение требований зависело только от воли и желания юридического лица; о последствиях неисполнения Требований ООО «Рапид» осведомлено, поскольку, в силу существующего в РФ правового устройства, любое неисполнение закона рассматривается как его нарушение и влечет ответственность.
Следовательно, нарушения требований в области обеспечения транспортной безопасности, совершенные обществом, являются совершенными умышленно.
Оснований для переквалификации действий ООО «Рапид» с ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ на ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ суд не усматривает.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, правоприменители, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что постановлением Сегежского городского суда от 13.11.2019 ООО «Рапид» было привлечено к административной ответственности в отношении одного из автобусов за отсутствие информирования в наглядной и доступной форме физических лиц о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, а так же за то, что транспортное средство не оснащено техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине (отделении водителя) транспортного средства и на путях прохода в салон транспортного средства. При этом в рассматриваемом протоколе вновь ставится вопрос о привлечении ООО «Рапид» к ответственности за те же недостатки и в отношении того же транспортного средства, что является основанием для снижения размера штрафа и учитывается судом как исключительное обстоятельство при назначении наказания. Кроме того, из документов предоставленных представителем ООО «Рапид» следует, что перед ООО «Рапид» у предприятия «Карелавтотранс» имеется значительная задолженность (порядка 2 млн.руб.) ООО «Рапид» находится в плохом финансовом положении, транспортные средства используемые обществом ему не принадлежат, а арендуются для осуществления предпринимательской деятельности.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, данных об имущественном положении правонарушителя, наличия смягчающего наказания обстоятельства и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличия состоявшегося судебного решения которым ООО «Рапид» было привлечено к административной ответственности и ему назначен штраф в размере 200 000 рублей, суд считает необходимым назначить ООО «Рапид» наказание в виде административного штрафа наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей частью и статьей КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Рапид» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Перечислить сумму штрафа на расчетный счет Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора), ИНН 7838434432, КПП783801001, счет № 40101810200000010001, Банк-Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, л/сч 04721W08290, БИК 044030001, ОКТМО 40303000, КБК 10611601000016000140,УИН 10672327196350720190, административный штраф № 700/АП-07/2019.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии постановления с подачей жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное постановление в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ составлено 06 декабря 2019г.