№ 2-2478/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
«19» июня 2019 года г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Шелковской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гориной Т. В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону о признании права на досрочную пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
Горина Т.В. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что ответчик своим решением N 1206238/18 от 19.12.2018 отказал ей в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости. В специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, не был включен период ее работы с 01.09.1997 по 14.06.2000 в должности учителя «Общеобразовательной школы-комплекс №» в связи с тем, что наименование организации – школа-комплекс не соответствует Списку должностей и учреждений педагогических работников, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № и действующему списку № от 29.10.2002. Считала необоснованным такой отказ. Просила включить указанный период в ее специальный педагогический стаж, признать за ней право на указанную пенсию с даты обращения за ней.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила суд включить период ее работы с 01.09.1997 по 14.06.2000 в должности учителя «Общеобразовательной школы-комплекс № 46» в специальный педагогический стаж, признать за ней право на указанную пенсию с 28 ноября 2019 года.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 01.01.2015, в период возникновения спорных правоотношений) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила). Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что истец 28 ноября 2018 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением N 1206238/18 от 19.12.2018 ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчик посчитал, что истец имеет специальный стаж - 22 года 1 месяц 22 дня. Комиссия УПФ не засчитала истцу в специальный стаж период ее работы с 01.09.1997 г. по 14.06.2000 в должности учителя в "Общеобразовательной школе – комплекс №", так как наименование организации вид – школа-комплекс не соответствует Списку должностей и учреждений педагогических работников, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № и действующему списку № от 29.10.2002.
В п. 1.1 Списка №, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002, раздел "Наименование учреждений" в числе общеобразовательных учреждений указаны школы всех наименований. В п. 1 Списка, раздел "Наименование должностей", указан учитель.
Как следует из трудовой книжки, истец в спорный период работала в должности учителя в общеобразовательной школе-комплекс №.
Из Устава общеобразовательного учреждения следует, что школа-комплекс является муниципальным образовательным учреждением, создано для осуществления общеобразовательной деятельности на уровне среднего (полного) общего образования, что подтверждается лицензией на право ведения образовательной деятельности.
Ответчик не оспаривал несоответствие должности истца должности, указанной в Списке.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что в соответствии с Уставом МОУ "Средняя общеобразовательная школа-комплекс №" указан вид учреждения - средняя общеобразовательная школа, организационно-правовая форма - муниципальное учреждение, тип образовательного учреждения - общеобразовательное учреждение. И указанное наименование при осуществлении общеобразовательной деятельности не изменяет объем и характер должностных функций истца – учитель.
В спорный период характер работы истца не изменялся, поэтому суд полагает, что осуществляемая ею деятельность является педагогической деятельностью, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что период работы истца с 01.09.1997 по 14.06.2000 в должности учителя МОУ "Средняя общеобразовательная школа-комплекс №46" подлежит включению в ее стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку учреждение, в котором она работала, соответствует учреждениям, указанным в Списке.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 01.01.2015 г.) в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 28.08.2014 N 869 предписало Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных пп. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 г. - предусмотренных п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Из материалов дела следует, что при переименовании МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 46" МОУ "Средняя общеобразовательная школа-комплекс №" организационно-правовая форма осталась прежней - общеобразовательное учреждение, наименование учреждения осталось также прежним - школа.
Доказательств, свидетельствующих, что школа-комплекс не является общеобразовательным учреждением, ответчик суду не представил.
Отсутствие в Списке наименования вида образовательного не должно нарушать пенсионных прав истца, поскольку фактически последняя осуществляла педагогическую деятельность, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Кроме того, позднее наименование учреждения было приведено в соответствие с действующим Списком. Доказательств того, что функции данного учреждения после переименования изменились, материалы дела не содержат.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права суд обязывает ответчика включить в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", спорный период работы истца, признав за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 ноября 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону включить Гориной Т. В. в специальный педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ее работы с 01.09.1997 г. по 14.06.2000 в должности учителя в МОУ "Общеобразовательная школа – комплекс № 46" и досрочно назначить пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2019 года.
Судья: