Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-212/2024 от 02.04.2024

Судья Мосунова Е.В. УИД 11RS0006-01-2023-001955-58

Дело № 21-212/2024 (№ 12-61/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колосова Н.Е., рассмотрев 8 мая 2024 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Нобель Ойл» Мартыненко О.Н. на постановление начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 сентября 2023 года № 04-21/2023 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Нобель Ойл» (КО),

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №04-21/2023 от 14.09.2023 ООО «Нобель Ойл» (КО) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Нобель Ойл» (КО) обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой, не оспаривая фактических обстоятельств совершенного правонарушения, полагает необходимым постановление должностного лица отменить, поскольку имелись основания для объединения материалов по нескольким административным правонарушениям в один с назначением единого наказания, а также прекращения дела за малозначительностью, замены административного наказания на предупреждение либо назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера.

По результатам рассмотрения жалобы судьей городского суда принято решение, по которому постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №04-21/2023 от 14.09.2023 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Нобель Ойл» (КО) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено, жалоба удовлетворена частично. В соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено ООО «Нобель Ойл» (КО) наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в размере 200 000 рублей. В остальной части постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №04-21/2023 от 14.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Нобель Ойл» (КО), оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, защитник ООО «Нобель Ойл» Мартыненко О.Н. выражает несогласие с процессуальными актами, вынесенными в отношении общества, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. Оспаривает выводы суда об отсутствии оснований объединения дел в одно производство, а также выводы об отсутствии оснований для назначения наказания в виде предупреждения.

Законный представитель или защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание в Верховный Суд Республики Коми не явились, ходатайств об отложении слушания дела не направляли.

На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для улучшения свойств земель, в том числе для восстановления плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно статье 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Как следует из материалов дела Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в соответствии с решением от 01.06.2023 № 01-15/395 проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Нобель Ойл» (КО) на объекте <Адрес обезличен>, в период времени с <Дата обезличена>.

Согласно протоколу осмотра в ходе визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлено, что земельный участок располагается по координатам <Номер обезличен>(, на бетонном основании лежат отходы обшивки труб (алюминиевые листы). Так же на объекте (земельном участке) находится труба с остатками дренажных вод. Вблизи трубы находится заброшенная металлоконструкция, по виду похожая на колодец. Таким образом, допущено нарушение в области использования и охраны земель, а именно размещение отходов металлолома на почве.

В нарушение вышеуказанных норм ООО «Нобель Ойл» (КО) на территории объекта ..., допустило размещение отходов металлолома на почве

В отношении Общества по указанным фактам был составлен протокол об административном правонарушении от 31 августа 2023 года № 04-21/2023 и Общество постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Терентьевой И.С. от 14 сентября 2023 года № 04-21/2023 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что им были допущены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно: выявлены факт размещения отходов металлолома на почве без твердого покрытия на объекте ....

Административный орган, оценив в совокупности установленные фактические и правовые основания, пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.

Судья городского суда согласился с данными выводами должностного лица. Между тем оспариваемые постановление должностного лица и решение судьи законными быть признаны не могут.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении Общества дел об административных правонарушениях) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В силу положений части 2 названной нормы при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Согласно разъяснениям, сформулированным в абзаце 9 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Между тем из материалов настоящего дела следует, что в период времени с <Дата обезличена> административным органом в отношении объекта ... проведены две плановые проверки: в рамках федерального государственного экологического контроля на основании решения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 02 июня 2023 года № 01-15/402, а также в рамках федерального государственного земельного надзора на основании решения руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 01 июня 2023 года № 01-15/395.

Из протокола осмотра № 1 от 9 июня 2023 года следует, что земельный участок располагается по координатам <Номер обезличен>(, на бетонном основании лежат отходы обшивки труб (алюминиевые листы). Так же на объекте (земельном участке) находится труба с остатками дренажных вод. Вблизи трубы находится заброшенная металлоконструкция, по виду похожая на колодец.

В акте плановой выездной проверки от 20 июня 2023 года № 04-05-37/2023 на объекте ... зафиксировано несоблюдение требований при обращении с отходами производства и потребления.

В отношении Общества по указанным фактам был составлен протокол об административном правонарушении от 31 августа 2023 года № 04-19/2023 и Общество постановлением начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Булышевой М.А. от 14 сентября 2023 года № 04-19/2023 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения требований ст. 34, ч. 1 ст. 46, ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. 1,2 ст. 10, ст.ст. 12, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 марта 2024 года постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 сентября 2023 года № 04-19/2023 о привлечении ООО «Нобель Ойл» (КО) к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено в части размера назначенного наказания, назначив ООО «Нобель Ойл» (КО) административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части постановление от 14 сентября 2023 года № 04-19/2023 оставлено без изменения, жалоба защитника Мартыненко О.Н. – без удовлетворения.

В свою очередь описанные административным органом противоправные действия Общества в протоколе об административном правонарушении от 31 августа 2023 года № 04-19/2023 и в протоколе об административном правонарушении от 31 августа 2023 года № 04-21/2023, позволяют утверждать о совершении им одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При вынесении указанных постановлений в отношении ООО "Нобель Ойл» должностным лицом и судьей городского суда положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении ООО "Нобель Ойл» было подведомственно одному должностному лицу.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые постановление и решение суда приняты с нарушениями норм права, квалифицируемых как существенные и принципиальные, придающих административному акту признаки незаконности и необоснованности.

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 названного Кодекса, составляет один год.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место
09 июня 2023 года (протокол осмотра).

Срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и на момент рассмотрения настоящей жалобы не истек.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 сентября 2023 года № 04-21/2023 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Нобель Ойл» (КО) не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а дело - направлению в Сыктывкарский городской суд Республики Коми на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника отдела государственного экологического надзора Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 сентября 2023 года № 04-21/2023 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Нобель Ойл» (КО)отменить, направить материалы дела на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья -                                Н.Е. Колосова

21-212/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Нобель Ойл" (КО)
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Колосова Н.Е.
Статьи

ст.8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
02.04.2024Материалы переданы в производство судье
10.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Дело оформлено
16.05.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее