дело №2-47/2022г.
УИД (М) 55RS0025-01-2021-000976-80
(дело №2-523/2021г)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Одесский районный суд Омской области
в составе: председательствующего судьи Тарновского А.В.
помощника судьи Семеновой Ю.А.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Одесское Одесского района Омской области 20 января 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Одесского района Омской области обратился в Одесский районный суд Омской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников, указав, что прокуратурой Одесского района Омской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно абз.32 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.07.2019 №195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в том числе в часть 1 статьи 22, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах HBOC проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте HBOC (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Данные изменения вступили в силу с 01.11.2019.
В соответствии с пунктом 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержденного приказом
Минприроды России от 07.08.2018 №352, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, в случаях изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
Согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации - проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств указанных в пункте 42 Порядка.
В ходе поведенной прокуратурой района проверки установлено, что Администрацией Лукьяновского сельского поселения эксплуатируются передвижной источник выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – транспортное средство.
Вместе с тем инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников не осуществлялась.
По факту указанного нарушения прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако действенных мер по его устранению принято не было.
Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено защитой законных интересов неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Просит обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского района Омской области обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников.
В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области ФИО8 поддержала уточненное исковое заявление по указанным в нём основаниям.
Просит обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского района Омской области обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников- автотранспортного средства автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер №, государственный регистрационный знак № в течении двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает неявку в судебное заседание представителя ответчика Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Одесского района Омской области и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно абз.32 ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.07.2019 №195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в том числе в часть 1 статьи 22, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах HBOC проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте HBOC (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Данные изменения вступили в силу с 01.11.2019 года.
В соответствии с пунктом 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки утвержденного приказом
Минприроды России от 07.08.2018 № 352, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, в случаях изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
Согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации - проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств указанных в пункте 42 Порядка.
Согласно паспорта транспортного средства <адрес> Администрации (Правлению) Лукьяновского казачьего сельского поселения Одесского муниципального района <адрес> на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер №, государственный регистрационный знак № (л.д. 20-21).
В судебном заседании установлено, что согласно п.13 cт.4 гл.2 Устава Лукьяновского казачьего сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом (Кругом) Лукьяновского казачьего сельского поселения решение от ДД.ММ.ГГГГ № к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (л.д.6-8).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района прокурором Одесского района Омской области внесено представление №/о необходимости обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников (л.д. 9-10).
Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ Главы Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области направленного прокурору Одесского района Омской области следует, что представление рассмотрено, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников не проведена в связи с отсутствием финансирования на вышеуказанные цели (л.д.11).
Согласно объяснения от ДД.ММ.ГГГГ Главы Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области предоставленного прокурору Одесского района Омской области следует, что нарушения указанные в представлении о необходимости обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников не устранены в связи с отсутствием финансирования (л.д.12).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те
обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания свих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами, участвующими в деле.
Прокурор Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников Администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не проведена.
Ответчик Администрация Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательств того, что инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников Администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района проведена.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно предъявил иск в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по обеспечению проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик Администрация Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора Одесского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области об обязывании обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников удовлетворить.
Обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского района Омской области обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижных источников- автотранспортного средства автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, идентификационный номер №, государственный регистрационный знак № в течении двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2022 года.
Судья А.В. Тарновский