Дело № 2-1954/2023
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2023-002331-70
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Заволжск Ивановской области 25 декабря 2023 г.
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Ельцовой Т.В.
при секретаре Кудряшовой Н.Е.,
с участием
представителя ответчика Ивановой Д.Д.., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор (далее Прокурор), действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности совершить определенные действия, обосновав его следующим.
В результате проведенной Кинешемской городской прокуратурой проверки установлено, что с торца здания, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Рылеевская, д. 1 («Красные торговые ряды») расположена лестница, образующая непрерывный пешеходный маршрут с улицы Рылеевской до «Молодежного сквера» г Кинешмы. Наличие лестницы обусловлено рельефом местности.
Данная лестница имеет металлические перила, деревянные ступени, состоит из двух пролетов, между которыми имеется вымощенная тротуарной плиткой площадка. На обоих пролетах летница имеется крутой наклон, ступени местами прогнили, имеются неровности и щели. Техническое состояние лестницы не соответствует требованиям раздела 5.3 ГОСТ Р 59432-2021 «Национальные стандарты Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения. Общие требования».
Установлено, что лестница частично расположена на земельном участке с кадастровым номером 37:25:020322:6. В реестр муниципальной собственности данная лестница не включена.
В то же время, данная лестница функционально является пешеходной коммуникацией, расположена на землях общественного пользования, следовательно, обязанность по ее благоустройству и содержанию должна быть возложена на орган местного самоуправления. Отсутствие надлежащего содержания лестницы со стороны администрации городского округа Кинешма влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, Прокурор в окончательной редакции исковых требований просил суд обязать Муниципальное образование «городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма Ивановской области:
- включить лестницу, расположенную с торца дома №1 по улице Рылеевской города Кинешмы Ивановской области в реестр муниципальной собственности;
- обеспечить безопасность движения пешеходов посредством содержания лестницы, расположенной с торца дома №1 по улице Рылеевской города Кинешмы Ивановской области в надлежащем эксплуатационном состоянии.
В судебное заседание представитель истца - помощник Прокурора Смирнова Е.А. не явилась в связи с занятостью в другом судебном процессе, просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные в окончательной редакции, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – администрации г.о. Кинешма Иванова Д.Д. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования признала, в то же время пояснила, что для включения лестницы в муниципальную собственность необходимо соблюсти ряд процедурных моментов: оценить ее техническое состояние, издать необходимые правовые акты для включения лестницы в реестр муниципальной собственности; выделить денежные средства по соответствующей строке бюджета на ее содержание и ремонт – все это потребует времени. В связи с чем, просила предоставить для исполнения решения суда срок до 01.06.2025 года.
Представитель третьего лица - Департамента культуры и туризма Ивановской области (далее Департамент) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В своем письменном отзыве указал, что в соответствии с распоряжением правительства Ивановской области от 29.10.2015 года №253-рп «О создании комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия» и указом Губернатора Ивановской области от 17.12.2015 года №209-уг «О передаче полномочий» с 01.01.2016 года создан Комитет Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия. Комитет определен правопреемником прав и обязанностей Департамента в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области в вышеуказанной сфере.
Представитель третьего лица Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее Комитет) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В своем письменном отзыве указал, что приказом Комитета от 22.11.2016 года №104-о утверждены границы территории объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Ансамбль торговых рядов: красный и мануфактурный корпуса», расположенный по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Рылеевская, д.1, д.3. На схеме границ территории в приложении к приказу обозначены контуры зданий, поставленных на государственную охрану. Лестница, расположенная на торце дома №1 по ул. Рылеевская (северный «красный» корпус торговых рядов) не является частью здания и в обозначенные контуры не входит. Также указанная лестница не входит в предмет охраны архитектурного ансамбля, утвержденный распоряжением Комитета от 15.09.2021 года №113-о. Вместе с тем данная лестница расположена в границах территории объекта культурного наследия «Ансамбля торговых рядов: красный и мануфактурный корпуса», следовательно, на нее распространяются требования статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и режима использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия, утвержденные приказом Комитета от 22.11.2016 года №104-о.
Третьи лица - Мухин А.С., Лысов А.С., Огурцов А.С., Кочин А.Е., Зинкевич И.В., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ, в суд не явились, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.
Ранее участвовавший в судебном заседании Огурцов А.С. пояснил, что он совместно с другими третьими лицами – Мухиным А.С., Лысовым А.С., Кочиным А.Е. и Зинкевич И.В. является собственником архитектурного ансамбля «Красные ряды». Ранее спорная лестница частично находилась на их земельном участке, то есть земельном участке, расположенном под зданием «Красных рядов». Однако в настоящее время, в связи с устранением реестровой ошибки по месту нахождения границы участка, указанная лестница полностью расположена на муниципальной земле. В связи с чем, полгал, что обязанности сособственников здания по ее содержанию нет, и не было, указанным должны заниматься органы местного самоуправления.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав, проверив и оценив доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в т.ч. территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с п. 38 ст. 1 ГрК РФ элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Свода правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III -10-75" СП 82.13330.2016 (утв. Приказом Минстроя РФ от 16.12.2016 N 972/пр) относит к элементам благоустройства и наружные лестницы.
Из п. 6.3.3. раздела 6 указанного документа - «проезды, пешеходные дорожки и площадки» - следует, что материалы для наружных лестниц должны выбираться с учетом климатических особенностей территории. Выбор конструкций наружных лестниц должен осуществляться с учетом исключения травматизма в течение всего эксплуатационного периода, соблюдения требований противопожарной и экологической безопасности, включения данных элементов в рельеф местности и обеспечения их доступности для маломобильных групп населения.
Элементы, нагружаемые динамическими воздействиями (качели, карусели, лестницы и др.), должны быть проверены на надежность и устойчивость (п. 8.5).
Для обеспечения безопасности передвижения маломобильных групп населения покрытие лестниц должно быть из твердых, прочных материалов, не допускающих скольжение (6.1а).
Деревянные изделия для наружных лестниц должны иметь защиту от увлажнения, гниения и возгорания (6.26).
В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация благоустройства территории городского округа.
Решением городской Думы городского округа Кинешма от 27.04.2022 года №39/188 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Кинешма (далее – Правила благоустройства).
Раздел 10 Правил благоустройства регулирует порядок организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок.
Согласно п. 267 пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории города. К пешеходным коммуникациям относятся: тротуары, аллеи, бульвары, дорожки, тропинки, лестничные сходы, пешеходные проходы.
При проектировании пешеходных коммуникаций на территории города должно обеспечиваться: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения ( п. 268 Правил благоустройства).
Согласно п. 279 Правил благоустройства лестничные сходы устраивают открытыми и располагают в пределах тротуаров, пешеходных дорожек, аллей, бульваров и полос озеленения с учетом направления и интенсивности пешеходных потоков. Лестничные схемы должны соответствовать ГОСТам и техническим требованиям.
В соответствии с п. 7.1.1. «СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования» ( утв. Приказом Минстроя России от 01.08.2018 года №474/пр) пешеходная инфраструктура должна образовывать единую систему, включая:
- пешеходные коммуникации (тротуары, пешеходные дороги, пешеходные переходы, пешеходные мосты и др.);
- пешеходные пространства (пешеходные улицы, площади, зоны).
Пункт 149 Правил благоустройства содержит требования к открытым лестницам на перепадах рельефа. Так, высоту ступеней назначают не более 120 мм, ширину - не менее 400 мм и уклон - 10-20 промилле в сторону вышележащей ступени. После каждых 10-12 ступеней устраиваются площадки длиной не менее 1,5 м. Края первых ступеней лестниц при спуске и подъеме выделяются полосой яркой контрастной окраски. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша устанавливаются одинаковыми по ширине и высоте подъема ступеней. При проектировании лестниц в условиях реконструкции сложившихся территорий города высота ступеней увеличивается до 150 мм, а ширина ступеней и длина площадки уменьшаются до 300 мм и 1,0 м соответственно.
Согласно п. 152 Правил благоустройства по обеим сторонам лестницы или пандуса должны предусматриваться поручни на высоте 800 - 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более предусматриваются разделительные поручни. Длину поручней устанавливают больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании предусматривают конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.
Для решения установленных законом вопросов местно значения в собственности муниципальных образований может находиться как движимое, так и недвижимое имущество.
Судом установлено, что по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Рылеевская, д.1 расположен объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Красный корпус», 1911 года постройки, входящий в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения « Ансамбль торговых рядов», 90-ые годы XIX века, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Рылеевская, д.1. Границы территории памятника архитектуры утверждены приказом комитета от 22.11.2016 года №104-о. Сведения о границах территории объекта культурного наследия внесены в единый государственный реестр недвижимости.
Указанный объект культурного наследия расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 37:25:020322:6
С торца здания по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Рылеевская, д. 1 - «Красные ряды» находится наружная лестница, которая образует непрерывный пешеходный маршрут с улицы Рылеевкая до «Молодежного сквера» и далее к Центральной части города Кинешмы Ивановской области. Данный маршрут сложился исторически, популярен у населения, удобен, в связи с чем, имеет высокий пешеходный трафик. При этом из-за особенностей рельефа местности вышеуказанная лестница выполняет функцию сопряжения поверхностей, в связи с чем, является элементом благоустройства территории.
Из материалов дела следует, что, несмотря на то, что данная лестница примыкает к объекту культурного наследия «Ансамблю торговых рядов», в то же время в сам указанный Ансамбль она не входит. При этом, она полностью расположена на землях кадастрового квартала (на землях муниципального образования), то есть вне границ земельного участка с кадастровым номером 37:25:020322:6.
В то же время в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 26.07.2023 года по 25.08.2023 года, и дальнейших осмотров зафиксировано ненадлежащее техническое состояние данной лестницы: поручни отсутствуют, вместо перил металлическая труба, имеются открытые кромки и элементы, на некоторых ступенях лестницы, выполненных из древесины, присутствуют щели и следы гниения. Более того, прокуратурой также установлено отсутствие надлежащего содержания за состоянием лестницы, в том числе в зимний период: не чистится от наледи и снега, не посыпается противоскользящими средствами и т.п. Все указанное влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, разрушает общий вид «Ансамбля торговых рядов», ведет к снижению уровня благоустройства данной территории.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно сведениям МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, указанная лестница в реестре федерального имущества отсутствует. Из отзыва Департамента Управления имуществом Ивановской области следует, что в реестре имущества, находящегося в собственности Ивановской области, указанный объект также отсутствует. По сведениям, предоставленным администрацией г.о. Кинешма следует, что в реестре муниципальной собственности городского округа Кинешмы данная лестница не значится, регистрация прав собственности на указанный объект не производилась.
Таким образом, судом установлено, что собственник данного имущества не известен, данных о споре по указанному объекту не имеется, объект находятся на территории муниципального образования города Кинешмы Ивановской области. Земельный участок, на котором расположена лестница, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и в собственности каких-либо физических или юридических лиц, не находится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанное движимое имущество - лестница, расположенная с торца дома №1 по улице Рылеевская города Кинешмы Ивановской области, является бесхозяйным имуществом. При этом она находится в неудовлетворительном техническом и эксплуатационном состоянии, чем создает угрозу безопасности пользующихся ею граждан – неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 293 ГК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Согласно Решению городской Думы городского округа Кинешма от 25.07.2018 N 62/412 (ред. от 26.10.2022) "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа Кинешма" все объекты, относящиеся к муниципальной собственности, подлежат учету и внесению в реестр муниципального имущества городского округа Кинешма (далее - реестр). Ведение реестра муниципального имущества осуществляется администрацией городского округа Кинешма, от лица которой действует Комитет имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма, ( ст. 5)
Объектами учета в реестре является, в том числе находящееся в муниципальной собственности движимое имущество.
Поскольку спорная лестница находится на территории муниципального образования городского округа Кинешмы, является элементом благоустройства территории города, содержание ее не осуществляется, право собственности на нее за каким-либо юридическим или физическим лицом не установлено, суд приходит к выводу о передаче указанного имущества в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Кинешма Ивановской области для дальнейшего его учета и содержания в надлежащем эксплуатационном состоянии. В связи с чем, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, обязанность по совершению которых возлагается решением суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При вышеизложенных обстоятельствах суд для исполнения ответчиком возлагаемой на него обязанности полагает возможным установить срок до 31.12.2024 года, который с учетом доводов, изложенных представителем Администрации, считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ №1 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░