Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли «26» января 2017 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жапова Т.С.,
при секретаре Москвиной М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой Г.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кыкерская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Тунгокоченский район», о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с данным иском, мотивируя следующим.
Он состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает <данные изъяты>
Согласно ст.325 ТК РФ работодатель обязан один раз в два года компенсировать расходы на оплату стоимости проезда ей и одному из членов семьи, к месту использования отпуска и обратно.
Во время очередного отпуска в 2016 году он ездила в г. Богданович Свердловской области. После поездки она предоставила работодателю авансовый отчет и документы, подтверждающие расходы по оплате проезда. Однако работодателем расходы не возмещены.
В связи с этим просит суд взыскать с МБОУ «Кыкерская СОШ» стоимость проезда в размере 15 121, 40 рублей.
В судебное заседание истец не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. ).
Ответчик - МБОУ «Кыкерская СОШ», будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания не направил своего представителя, о причинах неявки не сообщил.
Ответчик - Администрация МР«Тунгокоченский район» будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания не направил своего представителя, обратившись к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования не признаёт (л.д. ).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.325 Трудового кодекса РФ и ст.33 Федерального Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Согласно п. п. 1, 2 «Положения о размерах, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях муниципального района «Тунгокоченский район» расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвержденного Решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» №52 от 30 сентября 2011 года (в редакции Решения Совета МР «Тунгокоченский район» №19 от 16 марта 2012 года, Решения Совета МР «Тунгокоченский район» №33/8 от 25 сентября 2014 года), лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и финансируемые из бюджета муниципального района «Тунгокоченский район», один раз в два года возмещаются расходы на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным автотранспортом, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов на человека.
В судебном заседании установлено, что истец проживает в с. Акима, находящемся на территории Тунгокоченского района Забайкальского края, который приравнен к районам Крайнего Севера.
Согласно трудового договора истец работает в должности <данные изъяты> в МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» (л.д.3).
На основании приказа № 73 от 01 июня 2016 года истцу предоставлен отпуск (л.д.4), из приказа №125 от 24 сентября 2016 года истцу предоставлена компенсация к отпуску с оплатой проезда к месту отдыха и обратно (л.д. 5).
Из авансового отчета от 14 сентября 2016 года видно, что истцом на проезд к месту использования отпуска и обратно израсходовано 15 121, 40 рублей (л.д.6).
Таким образом, судом установлено, что истец Мальцева Г.В. являясь работником МБОУ «Кыкерская СОШ», воспользовалась правом компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно за счет средств работодателя. Однако ответчиком расходы по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно истцу до настоящего времени не оплачены. Затраты по компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно внесены в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район», а поэтому требования истца о взыскании данной компенсации с МБОУ «Кыкерская СОШ», финансируемого из местного бюджета, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Из представленных учредительных документов (л.д.____) видно, что учредителем МБОУ «Кыкерская СОШ» является администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.
Поскольку данные спорные отношения носят характер трудовых правоотношений, суд руководствуется требованиями трудового законодательства, а именно, ст.20 ТК РФ, полагает необходимым возложить обязанность на администрацию муниципального района по финансированию недостающих денежных средств МБОУ «Кыкерская СОШ» в случае их недостаточности для выплаты истице.
Довод ответчика о необоснованном возложении на администрацию муниципального района обязанности по финансированию детского сада денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к мест отдыха и обратно, в котором работает истец, судом принят быть не может, поскольку основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрация МР «Тунгокоченский район», Учреждение находится в его ведомственном подчинении.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-Ф3 и п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относят вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда и отдыха, в том числе, истцу, как работнику образовательного учреждения осуществлялось за счет денежных средств субъекта РФ, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что администрация МР «Тунгокоченский район» принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда и отдыха работников.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные требования истца к МБОУ «Кыкерская СОШ», Администрации МР «Тунгокоченский район» обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мальцевой Г.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кыкерская средняя общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» - удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кыкерская средняя общеобразовательная школа» в пользу Мальцевой Г.В. задолженность по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в размере 15 121 (пятнадцать тысяч сто двадцать один) рубль 40 копеек.
Обязать Администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать денежными средствами для выплаты задолженности по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно истцу, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, в случае их недостаточности у последнего за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в судебную коллегию Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий ___________ Т.С. Жапов
Мотивированное решение составлено: «27» января 2017 года.