Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-555/2022 ~ М-460/2022 от 09.08.2022

Гражданское дело № 2-555/2022

УИД: 61RS0059-01-2022-000697-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    28 сентября 2022 года г. Цимлянск

    Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:

    председательствующего Степановой И.В.,

    при секретаре судебного заседания Васильевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калмыкова Владимира Ивановича к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третьи лица: ЗАО «Антоновское», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по исковому заявлению ЗАО «Антоновское» к Калмыкову Владимиру Ивановичу, Администрации Цимлянского района, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Калмыков В.И. обратился в Цимлянский районный суд Ростовской области с иском к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третьи лица ЗАО «Антоновское», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на то, что 18.07.2022г. истец обратился в Администрацию Цимлянского района Ростовской области с заявлением в соответствии с п.15 ч.2 ст.39.6, п.11 ч.8, ч.12 ст.39.8, ст.39.17, ст.39.18 ЗК РФ о предоставлении ему для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в целях сельскохозяйственного использования: сенокошения в аренду сроком на 20 лет земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый , площадью 690060 кв. м.;

- кадастровый , площадью 163898 кв. м.;

- кадастровый , площадью 327227 кв. м.;

- кадастровый , площадью 96512 кв. м.

Письмом от 20.07.2022г. Администрация Цимлянского района отказала истцу в его заявлении. Отказ Администрации в предоставлении земельных участков мотивирован следующим.

Согласно статье 3.3 ФЗ от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», органом местного самоуправления муниципального района осуществляется предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.

Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) мясосовхоза «Цимлянский» Цимлянского района Ростовской области от 1992 года, решением общего собрания коллектива колхоза принято решение о передаче сельскохозяйственных угодий (в том числе пашни, сенокосы пастбища) членам колхоза в коллективно-долевую собственность бесплатно.

При визуальном сопоставлении с графической частью проекта землеустройства, установлено, что границы спорного земельного участка расположены на территории реорганизованного мясосовхоза «Цимлянский» Цимлянского района Ростовской области, в части, передаваемой членам колхоза в коллективно-долевую собственность бесплатно.

При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза.

Согласно статье 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на возникшие до дня вступления, в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Следовательно, право собственности бывших членов реорганизованного мясосовхоза «Цимлянский», круг которых в данном случае является неопределенным, сохраняется и может быть прекращено лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, Администрация Цимлянского района не правомочна распоряжаться вышеназванным земельным участком.

Данный отказ Администрации Цимлянского района не обоснован и не соответствует закону, носит формальный характер, нарушает конституционные права (ст.19 Конституция РФ) истца, создает препятствия истцу в реализации им права на получение земельного участка в аренду в соответствии с законом и в установленные сроки, препятствует развитию сельского хозяйства на селе.

Исполнительный комитет Цимлянского районного Совета народных депутатов не передавал в ведение Калининского сельского Совета народных депутатов земли сельских населенных пунктов, в том числе земли приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования, и, тем более, испрашиваемый земельный участок, решений подобного характера не принимал. Тем более, что испрашиваемые земельные участки находятся за пределами сельского поселения.

Таким образом, статья 3.1 Закона №137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой названные в ней земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1. ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них.

В этой связи земельные участки, которые на момент введения в действие ст.3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 №137-ФЗ (на 01.07.2006) не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что испрашиваемый земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).

Администрация Цимлянского района Ростовской области, на основании ч.2 ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 3.07.2016 № 334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», наделена полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в отношении земельных участков, расположенных на территории Калининского сельского поселения, входящего в состав Цимлянского района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях района.

При указанных обстоятельствах и в свете действующего земельного законодательства земли населенных пунктов Калининского сельского поселения, в том числе земли приусадебного фонда, участки, занятые сенокосами и пастбищами общественного пользования, и, тем более, испрашиваемый земельный участок следует отнести к категории земель право государственной собственности, на которые не разграничено. Администрация Цимлянского района в силу прямого указания закона наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей их включения в гражданский оборот.

Статьей 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 1 ст.12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

Статья 39.6 ЗК РФ в числе случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов указывает, в том числе, предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п.12), а также предоставление земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (п. 15).

В силу п.11 ч.8 и ч.12 ст.39.8 ЗК, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта.

При заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

В ч.1. ст.39.14 ЗК определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий в себя: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды земельного участка.

Предоставление земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса (ч.8 статьи).

Согласно ч.1, ч.5 ст.39.18 ЗК, в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.

Документы, на которые ссылается ответчик, не позволяют достоверно установить границы участков, их расположение, не позволяют определить из земель, какой собственности (государственная собственность на которую не разграничена или частной общей долевой) испрашиваемые истцом земельные участки образованы, документы носят информационный характер.

Землеустроительное дело по передаче земель в ведение Калининского сельского совета народных депутатов Цимлянского района Ростовской области, выполненное в 1992 году Ростовским землеустроительным предприятиям института «ЮжНИИгипрозем», на которое ссылается ответчик, в свете принятых и вступивших в силу Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ и принятых в соответствии с ними Администрацией Цимлянского района и его поселениями документов территориального планирования утратило свое значение, носит лишь информационный характер и имеет существенные противоречия с Правилами землепользования и застройки Калининского сельского поселения Цимлянского района, утвержденными Решением Собрания депутатов Цимлянского района, картам градостроительного зонирования Калининского сельского поселения Цимлянского района.

Чертеж проекта землеустройства, изготовленный в 1992 году, не может противоречить Правилам землепользования и застройки Калининского сельского поселения Цимлянского района, иным документам территориального планирования.

Постановлением Главы администрации Цимлянского района от 1.09.98г. «О внесении изменений в учредительные документы АОЗТ «Антоновское» и преобразовании АОЗТ «Антоновское» в ЗАО «Антоновское» преобразовано акционерное общество закрытого типа «Антоновское» в закрытое акционерное общество «Антоновское» и перерегистрированы учредительные документы в новой редакции. В связи с принятием этого постановления, постановление главы администрации района от 28.05.93 «О реорганизации мясосовхоза «Цимлянский» в АОЗТ «Антоновское», передачи коллективу АО земель в коллективно-долевую собственность и его регистрации», в части регистрации АОЗТ «Антоновское» признано утратившим силу. ЗАО «Антоновское» решено считать правопреемником АОЗТ «Антоновское».

Постановлением Главы администрации Цимлянского района от 28.05.93 «О реорганизации мясосовхоза «Цимлянский» в акционерное общество закрытого типа «Антоновское» передачи коллективу АО земель в коллективно-долевую собственность и его регистрации» утвержден протокол собрания уполномоченных и учредительный договор от 19.02.93г. о создании акционерного общества закрытого типа на базе мясосовхоза «Цимлянский».

Было зарегистрировано АО закрытого типа с наименованием «Антоновское» с юридическим адресом: <адрес>, и решено считать его правопреемником м/с «Цимлянский».

Решено представить коллективу АО «Антоновское» для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность (бесплатно), из расчета среднерайонной доли 466,83 б/га, общую земельную площадь 9635 га, из них пашни 8573га., многолетних насаждений 20га., сенокосов, пастбищ 1042га.; в постоянное бессрочное пользование 905га., согласно прилагаемого списка.

Оставшуюся земельную площадь после бесплатной передачи земли членам АО в количестве 3050га., из них сенокосов 85га., пастбищ 2965га. передать обществу в аренду сроком на 3 года.

Однако, указанные земельные участки не были приобретены в собственность или аренду в установленные сроки, предусмотренные земельным законодательством (Земельный кодекс РФ и ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ (ред. от 3.07.2016 № 334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») - до 1.07.2012г.

Согласно п.2 ст.3, ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, земля (пастбище), из которой образованы земельные участки с КН , КН , КН , КН , перешла в фонд перераспределения.

При таких обстоятельствах испрашиваемые земельные участки относится к неразграниченной государственной собственности, полномочиями по предоставлению которыми наделена Администрация района.

Ответчик не обладает специальными познаниями в области геодезии, топосъёмки, калькографии и землеустройства, поэтому не способен и не может самостоятельно определить отнесение спорных земельных участков по графической части проекта землеустройства к территории реорганизованного мясосовхоза «Цимлянский» Цимлянского района к коллективно-долевой собственности.

У Администрации нет никаких правовых оснований, предусмотренных законодательством считать, что испрашиваемые земельные участки, относящиеся к фонду перераспределения земель, не могут быть переданы в аренду истцу. Отказ ответчика основан на предположениях и домыслах, при этом игнорируются фактические обстоятельства.

На основании вышеизложенного, и, в соответствии с п.15 ч.2 ст.39.6, п.11 ч.8, ч.12 ст.39.8, ст.39.14, ст.39.18 ЗК РФ, ст.ст.131-132 ГПК РФ, истец просит суд:

- признать незаконным отказ Администрации Цимлянского района Ростовской области, изложенный в письме от 20.07.2022 об отказе Калмыкову Владимиру Ивановичу в предоставлении ему для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в целях сельскохозяйственного использования: сенокошения в аренду сроком на 20 лет земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512кв.м. по заявлению Калмыкова Владимира Ивановича от 18.07.2022;

- обязать Администрацию Цимлянского района Ростовской области обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512 кв.м. в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования Цимлянский район, в том числе разместить извещение на официальном сайте Администрации Цимлянского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В свою очередь, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ЗАО «Антоновское» обратилось с исковым заявлением к Калмыкову Владимиру Ивановичу, Администрации Цимлянского района, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на земельный участок и просит суд признать за Закрытым акционерным обществом «Антоновское» (ОГРН , ИНН ) право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512 кв.м.

Истец Калмыков В.И., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в просительной части искового заявления ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Администрация Цимлянского района Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации Цимлянского района (л.д.210).

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ЗАО «Антоновское», будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, не сообщило об уважительных причинах неявки, никаких ходатайств не представило, заявлений о рассмотрении дела в отсутствие представителя ЗАО «Антоновское» в суд не поступало.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направило, не сообщило об уважительных причинах неявки, никаких ходатайств не представило, заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.

Суд в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон и третьих лиц.

Исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд, дав оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит исковые требования Калмыкова Владимира Ивановича не подлежащими удовлетворению, а исковые требования ЗАО «Антоновское» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 35 (части 2) Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.

В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба.

При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала.

Из анализа указанных положений закона следует, что третьи лица, участвующие в гражданском процессе, относятся к той же группе лиц, что и стороны.

Третье лицо вступает в процесс с целью защиты своих нарушенных либо оспоренных прав и законных интересов.

Наличие у такого лица права связано с тем, что оно является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения, его интересы направлены на предмет уже существующего спора.

Требование истца и требование третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, должны быть идентичны и одновременно иметь взаимоисключающий характер. То есть, третье лицо заинтересовано в таком материально-правовом разрешении спора, которое исключает удовлетворение притязаний истца.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 18.07.2022 истец обратился в Администрацию Цимлянского района Ростовской области с заявлением, в соответствии с п.15 ч.2 ст.39.6, п.11 ч.8, ч.12 ст.39.8, ст.39.17, ст.39.18 ЗК РФ, о предоставлении ему для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в целях сельскохозяйственного использования: сенокошения в аренду сроком на 20 лет земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512 кв.м.

Письмом от 20.07.2022 Администрация Цимлянского района отказала в предоставлении земельных участков (л.д.25-26).

Истец просит суд обязать Администрацию Цимлянского района Ростовской области обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512 кв.м. в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов муниципального образования Цимлянский район, в том числе разместить извещение на официальном сайте Администрации Цимлянского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что Постановлением Главы администрации Цимлянского района от 1.09.1998 «О внесении изменений в учредительные документы АОЗТ «Антоновское» и преобразовании АОЗТ «Антоновское» в ЗАО «Антоновское» преобразовано акционерное общество закрытого типа «Антоновское» в закрытое акционерное общество «Антоновское» и перерегистрированы учредительные документы в новой редакции. В связи с принятием этого постановления, постановление главы администрации района от 28.05.1993 «О реорганизации мясосовхоза «Цимлянский» в АОЗТ «Антоновское», передачи коллективу АО земель в коллективно-долевую собственность и его регистрации», в части регистрации АОЗТ «Антоновское» признано утратившим силу. ЗАО «Антоновское решено считать правопреемником АОЗТ «Антоновское».

Постановлением Главы администрации Цимлянского района от 28.05.1993 «О реорганизации мясосовхоза «Цимлянский» в акционерное общество закрытого типа «Антоновское» передачи коллективу АО земель в коллективно-долевую собственность и его регистрации» утвержден протокол собрания уполномоченных и учредительный договор от 19.02.1993 о создании акционерного общества закрытого типа на базе мясосовхоза «Цимлянский»

Было зарегистрировано АО закрытого типа с наименованием «Антоновское» с юридическим адресом: <адрес>, и решено считать его правопреемником м/с «Цимлянский».

Решено представить коллективу АО «Антоновское» для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность (бесплатно), из расчета среднерайонной доли 466,83 б/га. общую земельную площадь 9635га., из них пашни 8573га., многолетних насаждений 20га., сенокосов, пастбищ 1042га; в постоянное бессрочное пользование 905га., согласно прилагаемого списка.

Оставшуюся земельную площадь после бесплатной передачи земли членам АО в количестве 3050га., из них сенокосов – 85га., пастбищ 2965га. передать обществу в аренду сроком на 3 года.

Из доводов иска также следует, что до настоящего времени указанные земельные участки не были приобретены в собственность или аренду в установленные сроки, предусмотренные земельным законодательством (Земельный кодекс РФ и ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 3.07.2016 №334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») - до 1.07.2012г.

В свою очередь, ответчик Администрация Цимлянского района полагает, что неправомочна распоряжаться вышеназванными земельными участками, так как эти земельные участки, исходя из землеустроительной документации, относятся к частной долевой собственности.

Суд приходит к выводу, что исковые требования Калмыкова В.И. не подлежат удовлетворению, поскольку у истца нет никаких правовых оснований претендовать на спорные земельные участки.

В то же время и ответчик не в праве заявлять о том, что он не уполномочен распоряжаться спорными земельными участками.

Перераспределение земель осуществлялось, на основании положений Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 4.09.1992 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в соответствии с рекомендациями по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Письмом Роскомзема от 27.02.1992 №3-14/468 «О выполнении землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.1996 №96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», утвердившим Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями (далее - Рекомендации).

В силу пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1.03.1992 года необходимо было принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.

В соответствии с Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.09.1992 №708, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Таким образом, при проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Передаче также подлежали земли в аренду или постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам.

Согласно рекомендациям по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Письмом Роскомзема от 27.02.1992 №3-14/468, в целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель разрабатываются проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов.

Основными задачами проекта являются разграничение земель, находящихся в постоянном пользовании колхозов и совхозов, с установлением площадей и местоположения земельных массивов, подлежащих передаче гражданам и юридическим лицам в частную и коллективно-долевую собственность бесплатно, в аренду и постоянное (бессрочное) пользование и остающихся в государственной собственности.

Окончательные границы земельных массивов, подлежащих передаче в собственность, аренду и бессрочное пользование устанавливаются по данным подбора контуров сельскохозяйственных угодий, на основании которых составляется общая экспликация земель с учетом включения в этот массив других видов угодий.

Проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемого колхоза (совхоза) рассматривается и утверждается на общем собрании коллектива хозяйства (владельцев паев).

На основании указанного проекта органами местной администрации принимаются решения по предоставлению и передаче земель в собственность бесплатно, за плату, в пользование и в аренду (в т.ч. с правом последующего выкупа) и о зачислении оставшихся земель в фонд перераспределения.

В состав земель, передаваемых в ведение сельского Совета народных депутатов по фактическому состоянию на момент обследования включены кварталы индивидуальной и усадебной застройки с приусадебными и приквартальными участками, участки культурнобытовых и общественных зданий, зеленые насаждения общего пользования, площади, улицы и проезды, производственно-складская зона, санитарно-защитная зона между селитебной и производственной зонами, а также резервные территории для перспективного развития населенных пунктов и земли, предназначенные для огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота. Расчет резервных территорий и площадей земель, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и пастьбы личного скота по каждому населенному пункту производился исходя из перспективной численности населения и поголовья скота. Границы земель для сенокошения и пастьбы личного скота обозначены на чертеже (голубым цветом) землеустроительного дела, хранящегося в государственном фонде данных Росреестра.

Согласно проекту землеустройства (перераспределения земель) мясосовхоза «Цимлянский» Цимлянского района Ростовской области от 1992 года, решением общего собрания коллектива колхоза принято решение о передаче сельскохозяйственных угодий (в том числе пашни, сенокосы пастбища) членам колхоза в коллективно-долевую собственность бесплатно, а также на других вещных правах.

Постановлением Главы администрации Цимлянского района от 1.09.1998 «О внесении изменений в учредительные документы АОЗТ «Антоновское» и преобразовании АОЗТ «Антоновское» в ЗАО «Антоновское» преобразовано акционерное общество закрытого типа «Антоновское» в закрытое акционерное общество «Антоновское» и перерегистрированы учредительные документы в новой редакции (л.д.62). В связи с принятием этого постановления, постановление главы администрации района от 28.05.1993 «О реорганизации мясосовхоза «Цимлянский» в АОЗТ «Антоновское», передачи коллективу АО земель в коллективно-долевую собственность и его регистрации», в части регистрации АОЗТ «Антоновское» признано утратившим силу. ЗАО «Антоновское решено считать правопреемником АОЗТ «Антоновское».

Постановлением Главы администрации Цимлянского района от 28.05.1993 «О реорганизации мясосовхоза «Цимлянский» в акционерное общество закрытого типа «Антоновское», передаче коллективу АО земель в коллективно-долевую собственность и его регистрации» (л.д.63) утвержден протокол собрания уполномоченных и учредительный договор от 19.02.1993 о создании акционерного общества закрытого типа на базе мясосовхоза «Цимлянский».

Согласно данному постановлению, решено: зарегистрировать АО закрытого типа с наименованием «Антоновское» с юридическим адресом: <адрес>, и считать его правопреемником м/с «Цимлянский». Решено представить коллективу АО «Антоновское» для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность (бесплатно), из расчета среднерайонной доли 466,83 б/га, общую земельную площадь 9635га., из них пашни 8573га., многолетних насаждений 20га., сенокосов, пастбищ 1042га.; в постоянное бессрочное пользование 905га., согласно прилагаемому списку.

Оставшуюся земельную площадь, после бесплатной передачи земли членам АО в количестве 3050га., из них сенокосов 85га., пастбищ 2965га. передать обществу в аренду сроком на 3 года.

8.04.1999, на основании вышеуказанных постановлений ЗАО «Антоновское», было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ-XIV-РО-41, согласно которому коллективу Общества было передано в общую долевую собственность 8559га. сельскохозяйственных угодий (250813,4 баллогектаров), в том числе пашни 7538га., пастбищ 1021га., расположенных в кадастровом участке по адресу: ЗАО «Антоновское Цимлянского района Ростовской области (л.д.89-90).

Кроме того, оставшаяся земельная площадь, после бесплатной передачи земли членам Общества была передана ему в аренду с последующим выкупом.

Земля, переданная Обществу в постоянное бессрочное пользование, из которой были образованы земельные участки, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512 кв.м.

до настоящего времени надлежащим образом оформлена не была, несмотря на пользование землей, вплоть до настоящего времени. При этом право такое сохраняется за Обществом и сейчас.

Согласно Выпискам из Правил землепользования и застройки Калининского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области на земельные участки с кадастровыми номерами , , (л.д.91-150), спорные земельные участки находится в территориальной зоне земель сельскохозяйственного назначения СХ-2 Калининского сельского поселения: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями и сельскохозяйственного производства. Одним из основных видов разрешенного использования имеет сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных.

Земли, расположенные в указанной территориальной зоне наименее продуктивные и ценные (пастбища) по сравнению с землями, расположенными в территориальной зоне СХ-1, которые, в основном, используются для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур на пашнях.

Правила землепользования и застройки Калининского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений и наряду с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Калининского сельского поселения, создают условия рационального использования территорий поселения с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории поселения, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения и развития историко-культурного наследия.

Из заключения специалиста от 6.07.2022, подготовленного ООО «Экспертная служба «Экспертиза недвижимости» (<адрес>) следует, что согласно Проекту землеустройства (перераспределения земель) мясосовхоза «Цимлянский» Цимлянского района Ростовской области, предоставлялась АО «Антоновское» для ведения сельскохозяйственного производства в постоянное бессрочное пользование земля, из которой образованы земельные участки с КН , КН , КН , КН .

Суд соглашается с доводами третьего лица о том, что вышеуказанные земельные участки относятся к неразграниченной государственной собственности, а полномочиями по их предоставлению, на основании ч.2 ст.3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 3.07.2016 № 334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.ст.16, 39.1, 39.2 ЗК, ст.214 ГК РФ, наделена Администрация района. Земля передавалась Обществу в постоянное бессрочное пользование и соответствует Проекту землеустройства (перераспределения земель) мясосовхоза «Цимлянский» Цимлянского района.

Общество вправе надлежащим образом оформить свое право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки для дальнейшего их выкупа или передачи им в аренду, и это право у него сохраняется по настоящее время.

Согласно ч.1, 2 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 5.04.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (ч.1).

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ч.2).

Тем самым, пунктом 2 статьи 3 Закона №17-ФЗ предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 1.07.2012.

Из данного пункта статьи 3 Вводного закона вытекает и право лица, владеющего правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на его переоформление.

При этом установленная им дата определяет срок для исполнения обязанности по переоформлению такого права и не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.

Более того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Данная статья названного Кодекса подлежит применению с 1.01.2013.

Из этого следует, что после 1.07.2012 указанные лица по-прежнему вправе требовать переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (в противном случае введение с 1.01.2013 административной ответственности за не переоформление этого права не имело бы смысла, поскольку привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности, которую нельзя по закону исполнить, не допустимо).

В силу ч.6, 9, 12, 25 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ (ред. от 5.04.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке (ч.6).

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 №493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 №177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (ч.9).

Предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (ч.12).

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком такое право прекращается со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка или со дня принятия в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка (ч.25).

Спорные земельные участки у Общества не изымались и находятся в его фактическом пользовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Норма аналогичного содержания приведена в части 1 статьи 69 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенного в действие с 1.01.2017, согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на объект недвижимости возникло у Общества до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, оно признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ЗАО «Антоновское».

Разрешая настоящий спор, суд учитывает требования статей 12, 35, 39, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об осуществлении гражданского судопроизводства, на основании равноправия и состязательности сторон, когда каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанном на соблюдении принципов, закрепленных в частях 1-3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного сторонами, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд полагает правомерным постановить решение, которым удовлетворить заявленные требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ЗАО «Антоновское», а исковые требования Калмыкова В.И. оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Калмыкова Владимира Ивановича к Администрации Цимлянского района Ростовской области, третьи лица: ЗАО «Антоновское», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка – оставить без удовлетворения.

Исковые требования ЗАО «Антоновское» к Калмыкову Владимиру Ивановичу, Администрации Цимлянского района, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о признании права собственности на земельный участок – удовлетворить.

Признать за Закрытым акционерным обществом «Антоновское» (ОГРН , ИНН ) право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства:

- кадастровый площадью 690060 кв.м.;

- кадастровый площадью 163898 кв.м.;

- кадастровый площадью 327227 кв.м.;

- кадастровый площадью 96512 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись И.В. Степанова

Решение в окончательной форме изготовлено 3 октября 2022 года.

2-555/2022 ~ М-460/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Калмыков Владимир Иванович
Ответчики
Администрация Цимлянского района Ростовской области
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
ЗАО "Антоновское"
Суд
Цимлянский районный суд Ростовской области
Судья
Степанова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
cimlyansky--ros.sudrf.ru
09.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
12.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2022Подготовка дела (собеседование)
01.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.12.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.12.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
31.05.2023Дело оформлено
31.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее