УИД 04RS0019-01-2023-000690-41
Дело № 2-540/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 01 ноября 2023 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре Гордеевой Ю.Н.,
с участием представителя истца Семис-Оол И.С.,
представителя ответчика Сычевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к Прибайкальской районной администрации об устранении нарушений требований законодательства в области безопасности дорожного движения,
установил:
обращаясь в суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор просит обязать Прибайкальскую районную администрацию устранить нарушения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно: нанести горизонтальные дорожные разметки 1.5 «осевая линия разметки», 1.2.1 «краевая линия разметки», 1.14.1 «пешеходный переход» на проезжую часть <адрес> Республики Бурятия; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2.1 «краевая линия разметки» на проезжую часть <адрес> Республики Бурятия; обустроить тротуар для пешеходов по направлению движения от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия; обустроить тротуар для пешеходов по <адрес> Республики Бурятия; устранить занижение обочины от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия; обустроить тротуар для пешеходов от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия; организовать стационарное электрическое освещение от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия.
Заявленные требования мотивирует тем, что нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, допущенные со стороны <адрес>, создают угрозу безопасности дорожного движения на территории сельских поселений и нарушают права и законные интересы участников дорожного движения Неудовлетворительное состояние автодорог населенных пунктов <адрес> уже привело к совершению ДТП. Непринятие исчерпывающих мер по устранению недостатков улично-дорожной сети представляют повышенную опасность причинения вреда в будущем, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Прибайкальского района Семис-Оол И.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила установить разумный срок для устранения недостатков.
Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, кроме требования об обустройстве тротуара для пешеходов по <адрес>, объяснив отсутствием возможности обустроить тротуар в указанном месте. Просила установить разумные сроки для исполнения.
Выслушав мнение участников процесса, свидетеля, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В силу полномочий, обусловленных п. 5 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения закреплены Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, включен ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289), ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 52766), а также ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597).
Кроме того, на пешеходные переходы, устраиваемые на автомобильных дорогах общего пользования, распространяется стандарт ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» (далее – ГОСТ 32944).
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных требований закона на проезжей части <адрес> горизонтальные дорожные разметки 1.2.1 «краевая линия разметки», 1.5 «осевая линия разметки», 1.14.1 «пешеходный переход» отсутствуют (п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597).
Не нанесена на проезжую часть <адрес> горизонтальная разметка 1.2.1 «краевая линия разметки».
По направлению движения от <адрес> до <адрес> отсутствуют тротуары для пешеходов (п. 4.5.1.1 ГОСР Р 52766).
От <адрес> до <адрес> не устроено стационарное электрическое освещение (п. 4.6.1.1 ГОСР Р 52766-2007).
В пределах <адрес> имеется занижение обочины (п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597).
На проезжей части по <адрес> не обустроен тротуар для пешеходов (п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766).
Допущенные нарушения законодательства создают угрозу безопасности дорожного движения на территории сельского поселения и нарушают права, законные интересы участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат частичному удовлетворению.
Рассматривая вопрос об обязании Прибайкальской районной администрации обустроить тротуар для пешеходов по <адрес>, суд приходит к следующему.
Допрошенный в судебном заседании председатель Комитета по управлению муниципальным хозяйством <адрес>ной администрации Б. пояснил, что с учетом застройки указанной улицы тротуар возможно обустроить только в месте, где расположен кювет для отвода воды во время таяния снега в весенний период и дождя в летний и осенний периоды. Если на месте указанного кювета обустроить тротуар, то воды от дождя и снега затопят частные владения по <адрес>, что приведет к нарушению прав граждан. До настоящего времени концентрации ДТП на <адрес> не зафиксировано.
Судом также исследованы представленные фотоматериалы по <адрес>, объективно подтверждающие доводы представителя ответчика Сычевой Т.В., председателя Комитета по управлению муниципальным хозяйством Прибайкальской районной администрации Б.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обустройство тротуара для пешеходов по <адрес> в настоящее время является нецелесообразным с учетом застройки улицы, поскольку приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, поэтому требование истца в этой части удовлетворению не подлежит.
С учетом требований разумности суд полагает возможным установить сроки исполнения требований: нанести горизонтальные дорожные разметки 1.5 «осевая линия разметки», 1.2.1 «краевая линия разметки», 1.14.1 «пешеходный переход» на проезжую часть <адрес> Республики Бурятия; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2.1 «краевая линия разметки» на проезжую часть <адрес> Республики Бурятия; обустроить тротуар для пешеходов по направлению движения от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия; устранить занижение обочины от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия; обустроить тротуар для пешеходов от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия – в срок до ДД.ММ.ГГГГ; организовать стационарное электрическое освещение от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия – в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия к Прибайкальской районной администрации удовлетворить частично.
Обязать Прибайкальскую районную администрацию:
в срок до 01.09.2024:
- нанести горизонтальные дорожные разметки 1.5 «осевая линия разметки», 1.2.1 «краевая линия разметки», 1.14.1 «пешеходный переход» на проезжую часть <адрес> Республики Бурятия;
- нанести горизонтальную дорожную разметку 1.2.1 «краевая линия разметки» на проезжую часть <адрес> Республики Бурятия;
- обустроить тротуар для пешеходов по направлению движения от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия;
- устранить занижение обочины от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия;
- обустроить тротуар для пешеходов от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия;
в срок до 30.04.2024:
- организовать стационарное электрическое освещение от <адрес> до <адрес> Республики Бурятия.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2023 года.
Судья п/п Е.В. Михалева
СОГЛАСОВАНО:
Судья Е.В. Михалева