Судья Блейз И.Г. Дело № 21-92/2023
(номер дела в суде первой
инстанции дело № 12-351/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 сентября 2023 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Исаев Сергей Николаевич, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко Светланы Николаевны на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 августа 2022 года, вынесенное по жалобе ФИО на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко Светланы Николаевны №-Ф от 04 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. №-Ф от 04.03.2022 года ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление должностного лица, ФИО подала жалобу в Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 02.08.2022 года жалоба ФИО – удовлетворена. Постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. № № от 04.03.2022 года – отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, должностное лицо подало в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит состоявшейся судебный акт отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что инспектором в ходе проведенного административного расследования установлено, что на ? земельного участка, в собственности ФИО, размещены отходы грунта.
Суд посчитал, что ФИО совершила действия (бездействия) которое считается малозначительным, с чем Департамент не согласен.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
ФИО и должностное лицо – Ганенко С.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из материалов дела, 19.08.2021 года с 16.00 по 16.30 час. Севприроднадзором на территории с географическими координатами 44.584559 33.473398 в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных <адрес> зафиксирована масштабная планировка отходами грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, белого и коричневого цвета, с вкраплениями лома железобетонных изделий, лома бетона, лома асфальта, бетонных плит, растительных остатков. Согласно общедоступных сведений Публичной кадастровой карты вышеуказанная территория с географическими координатами 44.584559 33.473398 не является закадастрированной.
19.08.2021 года государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Диско JI.Н, вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту несанкционированного складирования отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, белого и коричневого цвета, с вкраплениями лома железобетонных изделий, лома бетона, лома асфальта, бетонных плит, растительных остатков, на территории с географическими координатами 44.584559 33.473398 в районе земельных участков с кадастровыми номерами №, № расположенных <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости собственниками земельного участка с кадастровым номером № являются ФИО (общая долевая собственность 1/2) и ФИО (общая долевая собственность 1/2).
08.09.2021 года специалистами химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» в районе земельного участка с географическими координатами 44.584559 33.473398, <адрес> г. Севастополь, отобраны пробы почвы на наличие загрязняющих веществ таких как: нефтепродукты, аммоний, хлорид-ионы, сульфат-ионы, нитрат-ионы, фосфат-ионы, кадмий, кобальт, медь, никель, свинец: - 1 проба (№ 119-П-21) — фоновая проба; -2 проба (№ 120-П--21) — место несанкционированного складирования отходов.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» № 64-П-21 от 22.09.2021 установлены превышения значений концентрации загрязняющих веществ, таких как: нефтепродукты (107 мг/кг) над значением в фоновой -пробе (27.0 мг/кг), хлорид-ионы (102 мг/кг) над значением в фоновой пробе (91,1 мг/кг), кадмий (1,34 мг/кг) над значением ПДК (1,0 мг/кг), медь (11,1 мг/кг) над значением ПДК. (3,0 мг/кг), Тем самым причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» № 65-П-21 от 22.09.2021 на пробной площадке грунта № 121-П-21 установлены следующие показатели загрязняющих веществ: нефтепродукты 928 мг/кг, аммоний 21,5 мг/кг, хлорид-ионы 106 мг/кг; сульфат-ионы 329 мг/кг, нитрат- ионы 61,6 мг/кг, фосфат-ионы менее 3,0 мг/кг, кадмий менее 1,0 мг/кг, кобальт менее 5,0 мг/кг, медь менее 3,0 мг/кг, никель менее 4,0 мг/кг, свинец менее 10,0 „мг/кг.
Согласно протоколу лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический центр» № 66-0-21 от 22.09.2021 по результатам отбора проб отходов в Meetg,несанкционированного складирования определен морфологический состав складируемых отходов - грунт насыпной 62,1 %, камень бутовый -35,4 %, лом асфальта - 2,5 %.
08.09.2021 года проведено исследование по установлению границ загрязнения на территории с географическими координатами 44.584559, 33.473398. При проведении исследования использовались сведения единого государственного реестра недвижимости. Исследуемая территория расположена в кадастровом квартале № за основу взят кадастровый план территории № КУВИ-002/2021 -64556458 от 31 мая 2021 года.
В результате анализа полученных данных выявлено, что общая площадь загрязнения исследуемого земельного участка равна 2052 кв.м, из них на земельном участке с КН № - 181 кв.м.
Данный земельный участок не является объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, т.е. на данном участке размещение отходов запрещено, однако, на земельном участке, собственником 1/2 доли которого является ФИО, продолжают складироваться отходы.
Таким образом, собственником земельных участков с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> участок № ФИО, (общая долевая собственность 1/2) не выполнены установленные требования ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 34, п, 1, п, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв, предотвращению процессов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и ухудшающих качественное состояние земель, а именно: допущение сброса и хранения (оставления) отходов вне специальных мест, в том числе на почве без укрытия от воздействия атмосферных осадков и ветров, необеспечение их сбора и вывоза, что находится в причинной связи с ухудшением качества земель и почвы, как важнейших компонентов окружающей среды и природных ресурсов наличие на участке несанкционированной свалки отходов грунта при проведении земляных работ в совокупности с концентрацией содержащихся в них загрязняющих веществ, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний химико-аналитической лаборатории ГБУ города Севастополя «Экологический, центр» № 64-П-21 от 22.09.2021, при их контакте с почвой влечет загрязнение земельного участка и ухудшение его качественных характеристик, поступление загрязняющих веществ в воду, и как следствие, загрязнение грунтовых вод, распространение загрязнения за счет воздействия за счет воздействия атмосферных осадков и ветров.
На территории несанкционированной свалки может произойти полная трансформация подстилающих его грунтовых вод. Запечатывание почвы под свалочными массами в совокупности с концентрацией содержащихся в них загрязняющих веществ, снижает продуктивность микроорганизмов и объектов животного мира, находящихся в почве и на ее поверхности, что вызывает исчезновение наименее устойчивых видов и уничтожение среды их обитания в зоне воздействия и прилегающей территории.
Частью 1 ст. 1 ЗК РФ установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Пунктами 1, 3 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. №-Ф от 04.03.2022 года ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 02.08.2022 жалоба ФИО – удовлетворена. Постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. №-Ф от 04.03.2022 года – отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку как следует из материалов дела, ранее указанные выше обстоятельства были предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, ФИО 1 привлечен к административной ответственности постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды от 17.01.2022 года №-ф по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, данное постановление оставлено без изменения решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 14.04.2022 года, а также решением Севастопольского городского суда от 24.08.2022 года. Каких-либо объективных данных, что ФИО совершены действия, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не имеется, доказательства тому отсутствуют.
Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, в связи с которыми в отношении ФИО составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, установлены – 19.08.2021 года.
Следовательно, сроки давности привлечения ФИО к административной ответственности, установленные ч. ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, истекли, поскольку обстоятельства должностным лицом государственного органа, были установлены и выявлены – 19.08.2021 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, 50 и 55 Конституции РФ.
Заявитель - старший государственный инспектор города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. усматривая в действиях ФИО состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, фактически просит разрешить вопрос о ее виновности в совершении указанного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, что недопустимо в силу вышеприведенных норм закона.
При таких обстоятельствах, жалоба заявителя – старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко С.Н. удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, вынесенное решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 02.08.2022 года подлежит изменению в части основания для отмены постановления должностного лица и прекращения производства дела, по следующим основаниям.
Так, как усматривается из текста указанного решения судьи, основанием для его отмены послужило наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лица, а именно ФИО, собственниками ? земельного участка с кадастровым номером 91:02:002012:63, а также постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ. Иным обстоятельствам по делу, а именно недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, суд анализ в своем решении не проводил и оценку не давал, кроме того, указанные обстоятельства уже были предметом рассмотрения по иному делу, по которому установлено виновное лицо.
При таких обстоятельствах, решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 02.02.2022 года, подлежит изменению в части основания для отмены постановления и о прекращении производства по делу, согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а именно производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению на основании п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 августа 2022 года, вынесенное по жалобе ФИО на постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Ганенко Светланы Николаевны №-Ф от 04 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО, изменить в части основания отмены постановления и прекращения производства по делу, а именно на основании п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса.
В остальной части решение судьи оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.Н. Исаев