Дело № 2-1194/2024
УИД 74RS0038-01-2023-003781-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Дуплякиной А.А,
при секретаре Гайнановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Дрягиной Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по АДРЕС о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
установил:
Дрягина Н.В. обратилась в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по АДРЕС (далее по тексту ОСФР по АДРЕС), в котором с учетом уточненных требований просила включить в страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА, период работы с ДАТА по ДАТА в ООО ТД «<данные изъяты>»; обязать назначить страховую пенсию по старости с ДАТА.
В обоснование исковых требований указано на то, что ДАТА истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от ДАТА истцу отказано в назначении пенсии. В стаж не включены спорные период работы, с чем истец не согласна.
Истец Дрягина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ОСФР по АДРЕС К.Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Представлен отзыв на иск.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Из материалов дела следует, что ДАТА Дрягина Н.В. обратилась в ОПФР по АДРЕС) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДАТА «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ОПФР по АДРЕС от ДАТА № Дрягиной Н.В. в назначении пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от ДАТА «О страховых пенсиях в Российской Федерации» отказано по причине отсутствия необходимого для назначения пенсии стажа.
При этом установлено, что Дрягиной Н.В. не могут быть засчитаны в стаж периоды: нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА, период работы с ДАТА по ДАТА в ООО ТД «<данные изъяты>».
Согласно вышеуказанному решению продолжительность страхового стажа работы без учета периодов ухода за детьми составила 33 года 06 месяцев 08 дней, продолжительность страхового стажа с учетом периодов ухода за детьми – 36 лет 04 месяца 05 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 168,937, что недостаточно для назначения страховой пенсии по старости.
Также установлено, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Дрягина Н.В. продолжала занимать должность государственного служащего.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
На основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДАТА № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от ДАТА N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от ДАТА № 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Как следует из копии трудовой книжки ДАТА Дрягина Н.В. принята в ООО ТД «<данные изъяты>» на должность руководителя автоматизированного учета на контрактные условия труда, уволена ДАТА.
Датой регистрации Дрягиной Н.В. в системе обязательного пенсионного страхования является ДАТА.
Сведения об уплате страховых взносов за указанный период отсутствуют, что свидетельствует о том, что работодателем не начислялись и не уплачивались страховые взносы.
Из ответа ГКУ «Государственный архив Забайкальский» следует, что документы ООО ТД «<данные изъяты>» на хранение не поступали, стаж работы и заработную плату Дрягиной Н.В. подтвердить не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, поскольку отсутствуют сведения о начислении и уплате работодателем ООО ТД <данные изъяты>» страховых взносов, подтвердить стаж работы и заработная плата Дрягиной Н.В. не представляется возможным, основания для удовлетворения иска в данной части отсутствуют.
Разрешая требования о включении в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДАТА по ДАТА, суд исходит из следующего.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением пенсии) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что оценка пенсионных прав Дрягиной Н.В., замещающей должность государственного служащего, должна была производиться не по части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», а в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», как для лица замещающего должность государственной гражданской службы, либо в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом, при исчислении страхового стажа, в целях определения права на страховую пенсию по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДАТА, применяется исключительно порядок подсчета страхового стажа, предусмотренный пунктом 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДАТА, который не предусматривает возможность включения в страховой стаж периода периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Дрягиной Н.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страховая Российской Федерации по АДРЕС о включении периодов в стаж, назначении пенсии отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд АДРЕС в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Дуплякина А.А.
Решение в окончательной форме принято ДАТА.
Председательствующий Дуплякина А.А.