Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-258/2023 (2-2892/2022;) ~ М-2721/2022 от 06.12.2022

Дело № 2-258/2023 (2-2892/2022) 23RS0013-01-2022-004139-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 28 февраля 2023 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи – Надоличного В.В.,

при секретаре судебного заседания – Селимовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, перерасчете пенсии и взыскании морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором просил с учетом последующего уточнения взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей. Обязать ответчика произвести перерасчет его трудовой пенсии за период работы с 01.07.1972 по 31.11.1977 с учетом всех индексаций и повышений пенсий с 01.06.2011 по настоящее время.

В обоснование искового заявления с последующим уточнением указано, что Кузнецов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с мая 2011 года. Свою трудовую деятельность он начал в 1965 г., о чем свидетельствует соответствующая запись в трудовой книжке. Размер пенсии был исчислен из заработной платы за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г за период работы 01.07.1972 по 31.08.1977 на основании справок о заработной плате. При решении вопроса о размере заработка при назначении пенсии не был учтен размер заработной платы за период работы с 23.11.1977 по 04.10.1979 в Кавказском райкоме профсоюзов, где он был избран председателем <данные изъяты>, запись имеется в трудовой книжке, ему выплачивалась заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд. Факт работы в <данные изъяты> подтверждается справкой выданной председателем <данные изъяты> профсоюза работников <данные изъяты>. 04.10.2022 истец обратился в пенсионный фонд Гулькевичского района с заявлением о включении размера заработной платы за период работы с 23.11.1977 по 04.10.1979 в Кавказском райкоме профсоюзов и перерасчете моей трудовой пенсии, он получил отказ. Считает отказ ответчика в перерасчете размера пенсии необоснованным по следующим основаниям: в соответствии со ст. 39 Конституции российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; статья 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" прямо предусматривает, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Также, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» среднемесячный заработок - денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж. Отказ в перерасчете пенсии является фактом, ухудшающим его положение как пенсионера. В связи с объективными обстоятельствами он не имеет возможности предоставить справки о размере получаемой им заработной платы. В соответствии с письмом Минтруда РФ № 8389-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ- 06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Полагает, что ПФР обязан принять, предоставленные им документы и осуществить перерасчет, выплачиваемой ему, пенсии. В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

В уточненном исковом заявлении указал, что в ходе судебного слушания 19.01.2023 г. было установлено, что согласно письма отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю от 26.10.2022 г. ему с 27.05.2011 была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ « О трудовых пенсиях в РФ». Размер его пенсии по старости был исчислен из заработной платы за 60 месяцев подряд за период работы с 01.04.1972 г. по 31.08.1977г. и отношение его фактической заработной платы (135 руб. 24 коп.) к среднемесячной заработной плате по стране (144 руб.59 коп.). За тот же период составило: 0,935 при максимальном отношении -1,2 установленным с ст.30 Закона от 17.12.2001 г. Отделение Пенсионного Фонда Гулькевичского района, взяв за исчисление пенсии период с 01.04.1972 г. по 31.08.1977 г., существенно занизило его пенсию. За период с 01.07.1972 г. по 31.11.1977 г. его среднемесячная зарплата составляет 147 руб.02 коп.(по стране 144 руб. 59 коп.) 01.02.2023 г. обратился в отделение Пенсионного Фонда Гулькевичского района с заявлением о пересмотре размера его трудовой пенсии в досудебном порядке. В окошке его приняла специалист фонда. Состоялся следующий диалог: «Что вы хотели?» Истец начинает объяснять, что его пенсия изначально начислена неправильно. Недослушав объяснения сотрудница его перебивает: «Вы к нам уже обращались?» Отвечает: «Да.» И снова пытаюсь объяснить причину обращения. «Вы ответ на свое обращение получали?»- перебивает его. Отвечает утвердительно. Сотрудница: «Второй раз мы обращения не рассматриваем.» Взяла второй экземпляр его заявления и ушла ставить штамп. Создалось впечатление, что истец разговаривал не с человеком, а роботом-автоответчиком. Истца не хотят даже выслушать. 08.02.2023 г. истец получил ответ на свое заявление, где сказано, что нет основания для пересмотра размера его пенсии. Воспринимает ответ, как издевательство и унижение. Сложилась парадоксальная ситуация - невозможно пробить стену равнодушия и нежелания вникнуть в его проблему. С Пенсионным отделом у него не сложились нормальные отношения с самого первого посещения. Когда в 2011 г. он принес справки о заработной плате, специалист проводивший прием, разговаривала с ним в раздраженном тоне. Когда он спросил совета, что ему делать, т.к. у него нет справки о заработной плате в профкоме <данные изъяты> она ответила: «А я здесь при чем, что у вас нет справки?» Дальше вести беседу не было смысла. У него хороший слух, и уходя, он услышал нелицеприятный отзыв в свой адрес. Обострять ситуацию он не стал, сделал вид, что ничего не слышал. С данным специалистом он даже не был знаком, видел её в первый раз. Чем вызвана такая реакция, у него нет на это объяснений. Получив первую пенсию, он снова обратился в отделение Пенсионного Фонда Гулькевичского района с вопросом, почему такая маленькая пенсия. Другой специалист вежливо пояснила, что его уровень заработной платы был низким, поэтому и такая маленькая пенсия и от себя добавила, что о пенсии надо думать смолоду. Как донести этой девочке, что истец начал работать после седьмого класса в возрасте 14 лет помощником комбайнера. Что в 5 утра приезжала за нами машина и отвозила на полевой стан, а работа заканчивалась ночью в 23 часа. Нелегкие условия труда: летний зной, вдобавок жар от двигателя за спиной, работа без выходных, рев двигателя, работающего на всю мощность, грохот от узлов и механизмов комбайна. Кабинок не было, поэтому вся пыль летела в лицо, комбайнер и помощник выглядели как шахтеры. Постоянно приходилось думать и не забывать о технике безопасности на работе. Работа не останавливалась даже во время обеда, ели по очереди. В то время его сверстники отдыхали на каникулах. Его наставниками были комбайнеры - участники Великой Отечественной войны. Они передали ему свой жизненный опыт, мастерство профессии, отношение к труду, к коллективу товарищей. В разговорах с его сверстниками, когда заходит речь о пенсиях выясняется, что его пенсия самая маленькая. Это угнетает его морально почти 12 лет. Работники Пенсионного Фонда относятся к нему как к попрошайке. С пенсией его наказали дважды. Работодатель не сохранил сведения о заработной плате в райкоме профсоюза. Будь у него эти документы, то с 1974 г. по 1979 г. его среднемесячная зарплата превышала бы 200 руб. Пенсионный Фонд занизил уровень его пенсии с начала ее получения и отказывает в пересмотре. По его подсчетам за 11 лет и 9 месяцев сумма равна двум годовым пенсиям. Получается, что истец два года жил без пенсии. Отказ в перерасчете пенсии является фактором ухудшающим его положение как пенсионера, ущемляет его конституционные права. В свои почти 72 года вместо спокойной старости, истец тратит нервы, время и здоровье, добиваясь восстановления справедливости. Истец - ветеран труда, где бы не работал за свой труд имел только благодарности. Считает, что не заслужил к себе такого отношения со стороны Пенсионного Фонда. Ввиду вновь открывшихся обстоятельств по его иску к Пенсионному фонду по Краснодарскому краю ходатайствует об изменении ранее выдвинутых исковых требований к ответчику.

Истец Кузнецов А.В. и его представитель Козлов С.Л. в суд не прибыли. В письменном ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Хомова Н.Д., уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась. В отзыве на иск указала, что Кузнецову А.В. 27.05.2011 при достижении возраста 60 лет установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ). На основании пункта 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон № 173-Ф3) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-Ф3 при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами до 01.01.2022. Частью 6 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Размер пенсии Кузнецова А.В. по старости был исчислен из заработной платы за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 за период работы с 01.04.1972 по 31.08.1977 на основании справок о заработной плате от 08.02.2011. справки о заработной плате от 04.03.2011, справки о заработной плате от 06.03.2011, от 17.05.2011. от 01.03.2011, где отношение фактической заработной платы (135руб.24коп.) Кузнецова А.В. к среднемесячной заработной плате по стране (144руб.59коп.) за тот же период, составило: 0,935 при максимальном отношение – 1.2, установленным ст. 30 Закона от 17.12.2001. Отношение заработной платы по данным сведениям индивидуального (персонифицированного) учета за 2000- 2001 составило: 0,688. Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 года, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, при условии соблюдения определённых процессуальных действий в случае утраты первичных документов о заработке работников и только в организациях, расположенных на территории Российской Федерации с привлечением работодателя, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов отсутствует за весь период трудовой деятельности. К таким документам могут быть отнесены, учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Следовательно, к документам, которые служат основанием для подтверждения фактического заработка, предъявляется обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника. Из анализа вышеизложенных норм права следует, что пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация, режим работы и т.д. В определении. Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 № 696-О также указано, что трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии. Из представленной Кузнецовым А.В. справки от 25.07.2022, выданной организацией <данные изъяты> следует, что он с 23.11.1977 года он был избран председателем <данные изъяты> и по 04 октября 1979 года отработал в этой должности. В представленной справке имеются сведения о том, что Профсоюзный комитет <данные изъяты> являлся юридическом лицом, книги по заработной плате, лицевые счета велись профсоюзным комитетом. В «Гулькевичскую районную территориальную организацию <данные изъяты> книги по заработной плате на хранение сданы не были. Информацией о заработной плате работников профсоюзного комитета <данные изъяты> указанная организация не располагает. Следовательно представленная истцом справка не подтверждает конкретный размер именно его заработной платы, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере его заработка, а следовательно, не может служить основанием для перерасчета пенсии, так как заработная плата начисляется за отработанное время, за определенный объем работы, в зависимости от квалификации и режима работы, среднемесячный заработок за соответствующий период подтверждается справками. выданными работодателями либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрен особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов о заработке работника. Свидетельскими показаниями и в судебном порядке заработок не подтверждается. Ввиду отсутствия справки о заработной плате за указанный период, произвести перерасчет размера пенсии Кузнецову А.В. по представленной справке о факте работы и трудовой книжке оснований не имеется. Для возможного увеличения размера пенсии Кузнецова А.В. Отделом установления пенсий в Гулькевичском районе была истребована справка о заработной плате за период работы 01 января 1983 года по март 1988 года в организации: Семеноводческая станция «Гулькевичская», однако отношение заработной платы не превысило имеющееся отношение заработной платы. 25.10.2022 было оказано содействие в истребовании справки о заработной плате за период с 01.01.1989 по 31.12.1993 в организации: «26 Отряд Государственной противопожарной службы». Из поступившей из МЧС России справки от 16.11.2022 отношение фактической заработной платы (5670,67 руб.) Кузнецова А.В. за период с 01.01.1989 по 31.12.1993 к среднемесячной заработной плате по стране (13285,72) за тот же период, составило: 0,427 при максимальном отношение - 1.2, установленным ст.30 Закона от 17.12.2001.. За период работы с 23.11.1977 по 04.10.1979 в организации: <данные изъяты> были направлены запросы в Архивный отдел г. Гулькевичи и <данные изъяты> Согласно архивной справки из Архивного отдела администрации МО Гулькевичский район от 26.10.2022 документы по личному составу Профсоюзного союза работников сельского хозяйства <данные изъяты> в муниципальный архив Гулькевичского района не поступали. Из представленной справки <данные изъяты> от 18.01.2023 следует, что в <данные изъяты> отсутствуют архивные документы Кавказского райкома профсоюза. С учетом изложенного размер пенсии по старости истцу был правомерно исчислен исходя из заработной платы за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, подтвержденного выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Дополнительно сообщает, что в соответствии с нормами Федерального закона от 14.07.2022 № 236-Ф3 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее — Закон № 236-ФЭ) с 01.01.2023 года Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю реорганизовано в форме присоединения к нему Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. Согласно постановлению Правления ПФР от 12.12.2022 № 358п «О переименовании Отделения ПФР по Краснодарскому краю» Отделение ПФР по Краснодарскому краю переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОСФР по Краснодарскому краю). Государственная регистрация завершения процедуры реорганизации и переименования Отделения осуществлена 01.01.2023. Частью 16 статьи 18 Закона № 236-Ф3 установлено, что за территориальными органами СФР и подведомственными СФР учреждениями сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве. В соответствии с частью 22 статьи 1 8 Закона № 236-Ф3 в течение 2023 года СФР могут использоваться бланки, штампы, печати и электронные подписи Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении иска и заменить наименование ответчика.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании в соответствии с нормами Федерального закона от 14.07.2022 № 236-Ф3 «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с 01.01.2023 года Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю реорганизовано в форме присоединения к нему Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.

Согласно постановлению Правления ПФР от 12.12.2022 № 358п «О переименовании Отделения ПФР по Краснодарскому краю» Отделение ПФР по Краснодарскому краю переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОСФР по Краснодарскому краю).

Государственная регистрация завершения процедуры реорганизации и переименования Отделения осуществлена 01.01.2023.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно ст. 14 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в целях информирования застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также назначения страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 5 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 153-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 09.12.2022) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 09.12.2022) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: 1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

На основании изложенного суд приходит к выводу что законом предусмотрена обязанность ПФР пересчитать коэффициент для выплаты пенсии в случае поступления иных данных дающих основания для увеличения коэффициента пенсии, в том числе и при отсутствии заявления пенсионера.

Как установлено в судебном заседании Кузнецов А.В. обратился в Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением о перерасчете пенсии 04.10.2022.

Письмом 26.10.2022 ему было отказано в перерасчете пенсии поскольку отсутствуют данные о его заработке в период работы в <данные изъяты>

Кузнецов А.В. обратился в Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением о перерасчете пенсии 01.02.2023.

Письмом от 06.02.2023 в перерасчете пенсии Кузнецову А.В. было отказано, в связи с тем, что в колхозе <данные изъяты> отсутствую данные о его работе в период с 23.11.1977 по 04.10.1979 года.

Вместе с тем, согласно представленным истцом заверенным копиям архивных справок выданных начальником архива управления делами администрации муниципального образования Гулькевичский район, <данные изъяты>», имеются данные о заработной плате истца, за период с 23.11.1977 по 04.10.1979 года.

Таким образом, вопреки доводам ответчика данные документы в отдел пенсионного фонда были предоставлены.

Как следует из вышеуказанной ст. 14 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» если документы были утрачены по иным объективным обстоятельствам период для назначении пенсии может быть установлен и по иным документам.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ органа пенсионного фонда не основан на законе, в связи с чем требования о признании незаконным действий пенсионного фонда и возложении обязанности произвести перерасчет подлежат удовлетворению.

Вместе с тем согласно положениям ч. 1 и 2 ст. 21 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно п. 3 Приказа Минтруда России от 05.08.2021 N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2021 N 65405) граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что назначение пенсии носит исключительно заявительный порядок.

Истец обратился в пенсионный фонд Гулькевичского района 04.10.2022 соответственно в силу вышеприведенного положения закона пересчет пенсии должен быть осуществлен только с указанной даты обращения.

В связи с чем суд приходит к вывод о том, что в части требований истца о пересчете пенсии с 2011 года подлежат частичному удовлетворению.

Переходя к требованиям о взыскании морального вреда суд исходит из следующего.

В соответствии с требованиями статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно разъяснениям п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В силу положения ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы о начале трудовой деятельности с раннего возраста и о том, что о нем нелестно отзывались сотрудники пенсионного фонда, судом отвергаются, поскольку данные факты не имеют причинно-следственной связи с отказом в перерасчете пенсии, а представленные справки о наличии заболевания и инвалидности также не имеют никакого отношения к событиям связанным с отказом в перерасчете пенсии.

Поскольку истцом не представлено никаких доказательств того, что в результате отказа в пересчете он понес моральные страдания суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований о взыскании морального вреда надлежит отказать.

На основании изложенного исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Кузнецова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, перерасчете пенсии и взыскании морального вреда – удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю произвести перерасчет трудовой пенсии Кузнецова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения СНИСЛ за период работы с 01.07.1972 по 31.11.1977 с учетом всех индексаций и повышений пенсий с 04.10.2022 по настоящее время.

В остальной части требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 03 марта 2023 года.

Судья Гулькевичского

районного суда В.В. Надоличный

2-258/2023 (2-2892/2022;) ~ М-2721/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецов Анатолий Васильевич
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю
Суд
Гулькевичский районный суд Краснодарского края
Судья
Надоличный Василий Валентинович
Дело на сайте суда
gulkevichi--krd.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
09.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее