Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1289/2024 ~ М-933/2024 от 02.05.2024

Дело № 2-1289/2024

***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2024 года

город Кола Мурманская область

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архипчук Н.П.,

при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,

с участием представителя истца Павлюк М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №18 п.г.т.Мурмаши Кольского района Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,

определил:

Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №18 п.г.т.Мурмаши Кольского района Мурманской области (далее – МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши) о возложении обязанности обеспечить доступность здания образовательной организации для инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кольского района Мурманской области была проведена проверка соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов на территории Кольского района в деятельности МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши. Проверкой установлено, что здание и помещение МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши не отвечают требованиям доступности объектов дополнительного образования для инвалидов.

Так, согласно информации МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши, в образовательном учреждении нет в наличии в помещениях предназначенных для проведения массовых мероприятий индукционных петель и звукозаписывающей аппаратуры, учреждением направлено ходатайство о выделении денежных средств в адрес Управления образования. Закупка планируется в течение *** года.

Таким образом, меры для обеспечения доступности указанных объектов не приняты до настоящего времени.

Просит суд, обязать МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление образования администрации Кольского района.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил отзыв из которого следует, что возражений относительно заявленных требований не имеется.

Представитель третье лицо Управления образования в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

На основании ч. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Согласно п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

В силу п. 9 Порядка, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;

г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кольского района Мурманской области, проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах и социальных гарантиях инвалидов в деятельности МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши.

По результатам проведенной проверки установлено, что здание и помещение МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши не отвечают требованиям доступности объектов дополнительного образования для инвалидов.

Так, согласно информации МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши в настоящее время в образовательном учреждении нет в наличии в помещении предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционной петли и звукозаписывающей аппаратуры. Направлено ходатайство о выделении денежных средств в адрес Управления образования. Закупка планируется в течение *** года.

Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются стороной ответчика.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения прав инвалидов и маломобильных групп населения на обеспечение доступа и информационного оснащения в здания учреждения, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно Уставу МБДОУ №18 п.г.т.Мурмаши образовательное учреждение (далее – ОУ) является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ДОУ на праве оперативного управления. Учредителем ОУ является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района. Финансовое обеспечение деятельности ОУ осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения ОУ являются, в том числе, субсидии, предоставляемые ОУ из бюджета Кольского района.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиками возложенной на него судом обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №18 п.г.т.Мурмаши Кольского района Мурманской области *** о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №18 п.г.т.Мурмаши Кольского района Мурманской области обеспечить доступность для инвалидов здания по адрес***, а именно, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

***

***

Судья Н.П. Архипчук

2-1289/2024 ~ М-933/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кольского района
Ответчики
МБДОУ №18 п.г.т. Мурмаши
Другие
Управление образования администрации Кольского района
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Архипчук Наталья Петровна
Дело на странице суда
kola--mrm.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее