Дело №
УИД: №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Шайдуллиной А.Х., при секретаре Носовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе к индивидуальному предпринимателю Ч.Ф. о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) и о прекращении противоправных действий,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе (далее территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Батыревском районе) обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ч.Ф., в котором просит суд:
признать действия (бездействия) индивидуального предпринимателя Ч.Ф. противоправными в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в нарушении обязательных требований санитарного законодательства на промышленных объектах, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес>
обязать индивидуального предпринимателя Ч.Ф. устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на промышленных объектах, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес> а именно:
разработать проект санитарно-защитной зоны промышленного объекта, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекту СЗЗ и решение об установлении СЗЗ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и с СанПиН 2.2.1/2.дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
организовать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, согласно п.73 СанПиН дата-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Установить индивидуальному предпринимателю Ч.Ф. срок для проведения указанных мероприятий до дата.
Исковое заявлением мотивировано тем, что истцом в период с 17 мая по дата, истцом была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении индивидуального предпринимателя Ч.Ф., зарегистрированного по адресу: <адрес> осуществляющего деятельность по убою скота, производства мясокостной муки, кровяной муки из биологических отходов (кости, кровь, внутренние органы крупно - рогатого скота).
При проведении проверки на промышленных объектах, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. По результатам проверки ответчик был привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст.6.3 ч.1 КоАП РФ и ему было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований за №-Б от дата. На сегодняшний день информация об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований по предписанию от дата № в территориальный отдел не поступала. Совершение правонарушения посягает на отношения, объектом которых является здоровье людей и окружающая среда. Поэтому влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда здоровью и окружающей среды. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) и о прекращении противоправных действий.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе Чувашской Республике Мефодьева Н.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить, не возражала против рассмотрения гражданского дела в порядке заочного производства.
Ответчик индивидуальный предприниматель Ч.Ф., извещенный о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу положений абз.10 ст.1 Федерального закона от дата № «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечен) безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условия деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудован) транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливают государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозок реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которых устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорам Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно статье 20 Федерального закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с требованиями п.73 СанПиН дата-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселении, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 3, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2. Постановления Правительства Российской Федерации от дата № «Об утверждении Правил установления санитарно - защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитных зон», правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарнозащитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарнозащитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления;
Требования СанПиН 2.2.1/2.дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.дата- 03) введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата № распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В соответствии с п.п.2.1., 2.2., 2.3. СанПиН 2.2.1/2.дата-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарнозащитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов 1-Ш классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений I для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.дата-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Как следует из материалов дела, период с 17 мая по дата, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ФИО7 в ФИО8 проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в отношении индивидуального предпринимателя Ч.Ф., зарегистрированного по адресу: <адрес> (ОГРН № осуществляющего деятельность по убою скота, производства мясокостной муки, кровяной муки из биологических отходов (кости, кровь, внутренние органы крупно - рогатого скота).
При проведении проверки на промышленных объектах, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес> были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно:
индивидуальным предпринимателем Ч.Ф. для производственных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес>, не установлен размер санитарно-защитной зоны (далее -СЗЗ). Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии/не соответствии проектов СЗЗ санитарным правилам и нормативам отсутствуют; решение об установлении размера санитарно-защитной зоны отсутствует.
не обеспечено проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха, шума на границе СЗЗ, не представлены результаты протоколов лабораторных исследований, программа производственного контроля;
для производственных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес>, не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
По результатам проверки ответчик был привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст.6.3 ч.1 КоАП РФ, индивидуальному предпринимателю Ч.Ф. выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований за №-Б от дата.
Согласно предписанию срок для разработки проекта организации санитарно- защитной зоны предприятия и получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны и решения об установление границ санитарно-защитной зоны на промышленных площадках, неположенных и функционирующих по адресу: <адрес> проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие окружающую среду, установлен до дата.
Проведение исследований атмосферного воздуха, измерений уровня шума на границе санитарно-защитной зоны предприятия в порядке производственного контроля, представлены протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха и измерений уровня шум границе санитарно-защитной зоны до дата.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарнозащитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Промышленные объекты ИП Ч.Ф., согласно п.7.1.3 раздела 7 «промышленные объекты по переработке павших животных, рыбы, их частей и других животных отходов и отбросов (превращение в жиры, корм для животных, удобрения и другие продукты)», относятся к I классу опасности.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключена Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитар» эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий i атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполнен» аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границ нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населен нецелесообразно. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения животноводческих и птицеводческих предприятий (п.4.1, п.4.2. СанПиН 2.2.1/2.дата-03).
На сегодняшний день информация об устранении выявленных нарушений санитарно- эпидемиологических требований по предписанию от дата № в территориальный отдел не поступала.
Согласно данным реестра, выданных решений об установлении санитарно-защитной зоны Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека по ФИО2-Чувашии, для производственных объектов, расположенных по адресу: <адрес> ИП Ч.Ф. проект санитарно-защитной зоны не установлен, Не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии/не соответствии проекта СЗЗ санитарным правилам и нормативам, решение об установлении размера санитар защитной зоны отсутствует.
Таким образом, совершенное правонарушение посягает на отношения, объектом которых являете здоровье людей и окружающая среда, а поэтому влечет за собой возникновение угроз) причинения вреда здоровью и окружающей среде.
Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются непосредственно действующими. Это определяет смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается способ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание, что имевшие место нарушения были установлены уполномоченным на то лицом, привлечение к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями не оспаривалось, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований
Суд считает необходимым с учетом требований разумности установить ответчику срок для исполнения возложенных на него обязанностей до дата.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, как с исковых требований неимущественного характера в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ суд
решил:
исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в Батыревском районе к индивидуальному предпринимателю Ч.Ф. о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга лиц (потребителей) и о прекращении противоправных действий удовлетворить.
Признать действия (бездействия) индивидуального предпринимателя Ч.Ф. противоправными в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в нарушении обязательных требований санитарного законодательства на промышленных объектах, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес>
Обязать индивидуального предпринимателя Ч.Ф. устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на промышленных объектах, расположенных и функционирующих по адресу: <адрес> а именно:
разработать проект санитарно-защитной зоны промышленного объекта, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекту СЗЗ и решение об установлении СЗЗ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и с СанПиН 2.2.1/2.дата-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
организовать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, согласно п.73 СанПиН дата-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Установить индивидуальному предпринимателю Ч.Ф. срок для проведения указанных мероприятий до дата.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ч.Ф., ОГРНИП №, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета.
Ответчик вправе подать в Батыревский районный суд Чувашской Республики заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Разъяснить, что заочное решение может быть отменено в случае неявки ответчика в судебное заседание по уважительным причинам, если при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представит доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Х. Шайдуллина
Мотивированное решение составлено дата