Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-729/2023 ~ М-361/2023 от 17.03.2023

УИД 25RS0039-01-2023-00612-48                                                                     2-729/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года                                                                    с. Вольно-Надеждинское

Надеждинский районный суд Приморского края

в составе председательствующего судьи Прытковой М.В.,

при секретаре Мещеряковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурыкиной ФИО8 к Бурыкину ФИО9 о признании отсутствующим права на выплату доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением указывая на то, что она состояла в зарегистрированном браке с ответчиком, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, от брака имелся сын – Бурыкин ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции (далее – СВО) на территории , ФИО1 погиб.

В связи с гибелью совместного сына, Министерством Обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей» (далее – Указ от ДД.ММ.ГГГГ ), п. 3 ст. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ) произведены выплата единовременной выплаты и единовременного пособия в равных долях матери погибшего (истцу), отцу погибшего (ответчику) и несовершеннолетней дочери погибшего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по 1 666 666,70 рублей и 1 565 864, 78 рублей соответственно.

Акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (далее-АО «СОГАЗ»), которое являлось страховщиком по заключенному государственному контракту на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) и граждан, призванных на военные сборы для нужд Министерства Обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), произведена выплата долей страховой суммы истцу, ответчику и несовершеннолетней дочери погибшего по 1 043 909, 85 рублей.

Вместе с тем, истец считает необходимым признать отсутствующим у ответчика права на выплату причитающейся ему доли страховой суммы, единовременной выплаты и единовременного пособия, поскольку он, будучи обязанным к уплате алиментов на содержание сына ФИО1 в соответствии с судебным решением, алименты не платил, родственные связи с сыном не поддерживал, не общался с ним, попыток общения не предпринимал, постоянное его место жительство не было известно, о чем свидетельствуют постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю с указанием общей суммы задолженности по алиментам с ДД.ММ.ГГГГ и справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что алиментные платежи в пользу истца на содержание сына не взыскивались.

В силу действующего законодательства ответчик, уклонявшийся от выполнения обязанностей родителя, не может претендовать на получение выплат, предусмотренных законом в связи с гибелью военнослужащего при исполнении своих обязанностей и выплаченные ответчику суммы должны быть распределены в равных долях между матерью погибшего (истцом) и его несовершеннолетней дочерью.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что ответчик не был лишен родительских прав в отношении сына, истец полагает, что его уклонение от исполнения родительских обязанностей при жизни сына препятствует получению каких-либо сумм, связанных с его смертью.

Просит признать отсутствующим у ответчика права на выплату доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего, лишить ответчика права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, права на выплаты, права на получение доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего.

Истец Бурыкина Г.О. и ее представитель Русу К.Ю. в судебное заседание не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФИО3, уведомленный надлежащим образом в судебное заседание не явился, заявлений, ходатайств об отложении судебного разбирательства, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица – Военного комиссариата городов Большой Камень и Фокино, Шкотовского района Приморского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц - войсковой части 30926, АО «СОГАЗ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Министерство Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что в связи с гибелью военнослужащего ФИО1, Министерством Обороны Российской Федерации в соответствии с Указом от ДД.ММ.ГГГГ , п. 3 ст. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ произведены выплата единовременной выплаты и единовременного пособия в равных долях матери погибшего (истцу), отцу погибшего (ответчику) и несовершеннолетней дочери погибшего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по 1 666 666,70 рублей и 1 565 864, 78 рублей соответственно.

АО «СОГАЗ», которое являлось страховщиком по заключенному государственному контракту на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих ВС РФ и граждан, призванных на военные сборы для нужд МО РФ, произведена выплата долей страховой суммы истцу, ответчику и несовершеннолетней дочери погибшего по 1 043 909, 85 рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае гибели военнослужащего единовременное пособие в равных долях выплачивается членам семей погибшего. Согласно ч. 5 ст. 2 указанного Закона социальные гарантии и компенсации устанавливаются военнослужащими и членам их семей. К членам семьи военнослужащих относятся в том числе дети и родители погибшего. В связи с чем, вышеуказанные выплаты произведены в равных долях матери, отцу и дочери погибшего.

Вместе с тем, в соответствии с действующим семейным законодательством лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица финансовый орган, обеспечивающий воинские части – ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Приморскому краю» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв аналогичный отзыву представителя МО РФ, дополнительно указал, что выплаты в связи с гибелью военнослужащего производятся на основании записей в личном деле военнослужащего, в котором в графе родственники указываются родители военнослужащего. При наличии отца, не лишенного и не признанного в отношении погибшего военнослужащего, родительских прав, записанной в его личном деле в качестве родителя, у МО РФ отсутствуют правовые основания для лишения выплат отца погибшего военнослужащего. Вместе с тем, признание утратившим члена семей погибшего военнослужащего на получение выплаты страховой суммы и единовременного пособия подлежит установлению в судебном порядке.

Изучив материалы гражданского дела, суд принимает решение об удовлетворении иска, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Бурыкина Г.О. и ответчик ФИО3 состояли в зарегистрированном браке, их брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка <адрес> края, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии № , выданным ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС администрации ГО ЗАТО г. Фокино Приморского края.

Согласно свидетельству о рождении серии (повторное) № , выданного ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС администрации ГО ЗАТО г. Фокино Приморского края, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ. В графе «отец» указан ФИО3, в графе «мать» указана Бурыкина Г.О.

Из Свидетельства о смерти серии , выданного ОЗАГС администрации ГО ЗАТО г. Фокино Приморского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, место смерти: РФ, ДНР, <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о смерти .

ДД.ММ.ГГГГ при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, ФИО1 погиб.

Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Согласно п. 1 ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 1 ст. 969 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе, военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются, в том числе, родители (усыновители) застрахованного лица (абз. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Из абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ следует, что выплачивается страховая сумма в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов в размере 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Размер указанных сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абз. 9 п. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются, в том числе, родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» (далее - Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.

Так, согласно п. п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с ч. 1. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ч 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ. При отсутствии членов семей единовременная выплата осуществляется в равных долях полнородным и неполнородным братьям и сестрам указанных военнослужащих и лиц.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции РФ, в частности статьями 2, 7, 39 (частями 1 и 2), 41 (ч.1), 45 (ч.1), 59 (частями 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (п. 3 ст. 2, ст. 4 и 42 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ); меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие (ч. 8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ); единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным и региональным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, единовременную выплату, единовременную материальную помощь, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 306-ФЗ, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ и корреспондирующими ей нормами ст. 1 СК РФ предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ).

Согласно п. 1 ст. 61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 СК РФ).

Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В абз. 1, 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 СК РФ). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 СК РФ).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим (абз. 1 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (п.п. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Согласно сведениям, представленным ОСП по г. Фокино ГУФССП по Приморскому краю и ОСП по Надеждиному району по Приморскому краю следует, что на исполнении в ОСП г. Фокино находилось исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ возбужденное на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании алиментов с ФИО3 в пользу Бурыкиной Г.О. на содержание несовершеннолетнего ФИО12Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ ИП передано в ОСП по Надеждиному району по Приморскому краю. Денежные средства в счет алиментных платежей в период нахождения ИП в ОСП по г. Фокино не поступали. Алименты не взыскивались. ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Надеждинскому району Приморского края возбуждено ИП , возбужденное на основании исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании алиментов с ФИО3 в пользу Бурыкиной Г.О. на содержание несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое окончено в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества. Остаток задолженности на момент окончания ИП составил 754727, 11 руб. Денежные средства в счет алиментных платежей в период нахождения ИП в ОСП по Надеждинскому району Приморского края не поступали. Алименты не взыскивались.

Таким образом, обстоятельства уклонения ответчика от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию своего сына ФИО1 нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Учитывая установленные судом обстоятельства и вышеназванные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Бурыкиной Г.О. о признании отсутствующим у ответчика права на выплату доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего, лишить ответчика права на меры социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего, права на выплаты, права на получение доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бурыкиной ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 0511 , выдан ОУФМС по Приморскому краю в ЗАТО г. Фокино, МР ОУФМС по Приморскому краю в Шкотовском МР, ЗАТО г. Фокино, ЗАТО г. Большой Камень, ДД.ММ.ГГГГ) удовлетворить.

Признать отсутствующим у ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 0511 , выдан МРО УФМС России по Приморскому краю в г. Арсеньеве и Анучинском районе, ДД.ММ.ГГГГ) права на выплату доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего – ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Лишить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 0511 , выдан МРО УФМС России по Приморскому краю в г. Арсеньеве и Анучинском районе, ДД.ММ.ГГГГ) права:

- на меры социальной поддержки и права на выплаты в связи с гибелью военнослужащего – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

- на получение доли единовременной выплаты, доли единовременного пособия и доли страховой суммы, в связи с гибелью военнослужащего - ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                     М.В. Прыткова

2-729/2023 ~ М-361/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бурыкина Галина Олеговна
Ответчики
Бурыкин Роман Владимирович
Другие
АО "Согаз"
Войсковая часть № 30926
Русу Ксения Юрьевна
Военный комиссариат г. Большой Камень и Фокино, Шкотовского района Приморского края
Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю
Министерство обороны РФ
Суд
Надеждинский районный суд Приморского края
Судья
Прыткова М.В.
Дело на сайте суда
nadezhdinsky--prm.sudrf.ru
17.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2023Подготовка дела (собеседование)
12.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
07.07.2023Подготовка дела (собеседование)
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023Дело оформлено
18.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее