Дело № 2-3081/2023
55RS0026-01-2023-003107-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Реморенко Я.А.,
при секретаре судебного заседания Абубакировой К.Р.,
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 21 декабря 2023 года гражданское дело по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - сооружение трубопроводного транспорта (газопровода) с кадастровым номером №, протяженностью 8183 м, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества: сооружение трубопроводного транспорта (газопровода) с кадастровым номером №, протяженностью 8183 м, расположенного по адресу: <адрес>, был поставлен на учет Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области как бесхозяйный. С момента постановки на учет указанного бесхозяйного объекта недвижимого имущества прошло более трех месяцев. Указанный объект недвижимости имущества эксплуатируется АО «Омскгазстройэксплуатация» на основании договора № на обеспечение технической эксплуатации объектов от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о правообладателе спорного объекта отсутствуют. Спор о праве на данный объект недвижимости отсутствует.
Представитель заявителя администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц - Министерство имущественных отношений Омской области, Казенное учреждение <адрес> "Управление дорожного хозяйства <адрес>", Управления Росреестра по <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, АО "Омскгазстройэксплуатация", ООО «ЮЗА-Газ» в судебном заседании участия не принимали, уведомлены надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заинтересованные лица - ФИО8, ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1 в судебном заседании участия не принимали, уведомлены надлежаще, причины неявки суду не известны.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Лесного хозяйства Омской области в судебном заседании участия не принимал, уведомлен надлежаще, причины неявки суду не известны, в отзыве на заявление указал, что спорный объект недвижимости не является собственностью управления, в связи с чем интересы последнего по данному заявлению не затрагиваются.
Представитель заинтересованного лица АО "Транснефть-Западная Сибирь" в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, причины неявки суду не известны, представил отзыв на заявление, согласно которому указал, что заявленные требования являются законными и обоснованными. Дополнительно указал, что ДД.ММ.ГГГГ между АО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (переименовано АО «Транснефть-Западная Сибирь») и Главным управлением лесного хозяйства <адрес> заключен на срок 49 лет договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности №/Д, а именно: лесной участок, общей площадью 0,5227 га, расположенный в выделах 52,66,67 квартала №, выделах 81,45, 75, 74, 77 квартала №, выделе № квартала № Лузинского участкового лесничества Омского лесничества Омского муниципального района <адрес> с номером учетной записи в государственном лесном реестре №. Лесной участок передан в аренду АО «Транснефть-Западная Сибирь» в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации трубопроводов, а именно: нефтепроводов ТОН-2 (<адрес>) с подкладными кольцами и объемах согласно Приложению № к договору.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
В пункте 59 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по данной категории дел входят факты отсутствия или неизвестности собственника объекта, а также отсутствие спора о праве.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Статьей 7 названного выше названного Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает понятие охранной зоны газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Кроме того, в преамбуле названного нормативно-правового акта указано, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Таким образом, названный закон распространяет свое действие на безопасность государства, исключая аварийных ситуаций на опасных производственных объектах, обеспечивая безопасность к предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В свою очередь требования администрации Омского муниципального района Омской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости - сооружение трубопроводного транспорта (газопровода) с кадастровым номером №, общей протяженностью 8183 м, расположенный по адресу: <адрес>, направлены на обеспечение мониторинга и готовности эксплуатации опасного производственного объекта в рамках наделенных полномочий органов местного самоуправления.
По информации, представленной ППК «Роскадастр» по Омской области, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества - газопровода с кадастровым номером №, общей протяженностью 8183 м, расположенного по адресу: <адрес> Данный объект недвижимости расположен в переделах объектах недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №
Согласно информации, представленной ППК «Роскадастр» по Омской области, в Единый государственный реестр недвижимости правообладателями земельного участка с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, указан ФИО1; земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, указан ФИО2; земельных участков с кадастровыми номерами № указан КУ <адрес> «Управление дорожного хозяйства <адрес>»; земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, указан ФИО3; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного относительного ориентира за пределами участка в 4500 метрах по направлению на северо-запад от ориентира: омская область, <адрес>, указан ФИО4; земельного участка с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно ориентира в 3535 метрах по направлению северо-запад от ориентира по адресу: <адрес>, указаны ФИО4 в размере 2/5 доли, ФИО2 в размере 3/10 доли, ФИО8 в размере 3/10 доли; сведения о правообладателе земельных участков с кадастровыми номерами № отсутствуют; земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Омское лесничество, Лузинское участковое лесничество, квартал 10, является Российская Федерация, с указанием ограничения в виде аренды на срок ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу АО «Транснефть-Западная Сибирь»; земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
По информации, представленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости - газопровод с кадастровым номером №, общей протяженностью 8183 м, расположенный по адресу: <адрес>, микрорайон «Александровская усадьба», в реестре федерального имущества не состоит.
Согласно ответа БУ Омской области «Омский центр КО и ТД» от 01.11.2023 сведения о правообладателе сооружения - газопровода, протяженностью 8183 м по адресу: <адрес> отсутствуют.
По информации, представленной Департаментом имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, газопровод, протяженностью 8183 м по адресу: <адрес> в реестре муниципального имущества города Омска не значится, собственностью города Омска не является.
Из информации, представленной Министерством имущественных отношений <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ИСХ-20/МИО/02-01/15317, в Едином банке данных объектов собственности <адрес> отсутствует информация о газопроводе с кадастровым номером №, общей протяженностью 8183 м, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно ответа АО «Омскоблгаз» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сети газораспределения, эксплуатируемые АО «Омскоблгаз» в микрорайоне «Александровская усадьба» в <адрес> отсутствуют.
Из сведений, представленных администрацией Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 10.11.2023 года, газопровод протяженностью 8183 м, расположенный по адресу: <адрес>», в реестре муниципального имущества сельского поселения не значится.
Согласно представленных сведений АО «Транснефть-Западная Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением лесного хозяйства <адрес> и ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» заключен договор аренды №д лесного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно условиям которого лесной участок, общей площадью 0,5227 га, расположенный в выделах 52,66,67 квартала №, выделах 81, 45, 75, 74, 77 квартала № выделе 2 квартала № Лузинского участкового лесничества Омского лесничества Омского муниципального района <адрес> с номером учетной записи в государственном лесном реестре 164-2009-03 предоставлен в аренду в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации трубопроводов, а именно: нефтепроводов ТОН-2 (<адрес>)с подкладными кольцами и объемах на срок 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Омского муниципального района Омской области и АО «Омскгазстройэксплуатация» заключен договора на обеспечение технической эксплуатации объектов, в том числе, спорного газопровода.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, установленными законом.
Способ защиты своих прав и законных интересов является исключительным способом и применяется в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.
Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца.
Заявителем выбран способ защиты права путем обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
К линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.
Таким образом, поскольку в пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейные объекты отнесены к сооружениям, которые, в свою очередь, относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, касаются объектов капитального строительства.
По истечении более 3-х месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, что прямо предусмотрено пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проанализировав представленные материалы, суд установил, что в рамках рассматриваемого дела отсутствуют правопритязания третьих лиц на спорный объект.
Способ приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, предусмотренный нормами пункта 3 статьи 218 и 225 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможен тогда, когда имеются правопритязания на объект либо имущество находится в фактическом владении у иных лиц, что судом установлено не было, иного суду не представлено.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости не имеет собственника и принят на учёт в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности за Омским муниципальным районом Омской области на бесхозяйный объект недвижимости - газопровод, с кадастровым номером №, общей протяженностью 8183 м, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.А. Реморенко
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 года.