Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-36/2022 (5-1099/2021;) от 24.12.2021

Дело 5-36/2022

УИД: 86RS0021-01-2021-001964-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

г. Югорск                         24 января 2022 года

Судья Югорского районного суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Клюпа Ю.Н.,

с участием заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре в г. Югорске и Советском районе Денисова А.М., защитника Мелкомукова А.М.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз» (далее также – МУП «Югорскэнергогаз»), юридический адрес: ХМАО-Югра, г. Югорск, ул. Геологов, д. 15, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты> от 21.11.2013,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 17.12.2021, в ходе плановой выездной проверки, проведенной 27.10.2021 на объекте Водоочистные сооружения (далее также – ВОС), расположенном по <адрес> было установлено, что юридическое лицо МУП «Югорскэнергогаз» не в полной мере осуществляет мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи новой коронавирусной инфекции COVID-19, в частности в нарушение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15), статей 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в частности в рабочих помещениях не осуществляется обеззараживание воздуха, в том числе с использованием оборудования, в связи с чем действия юридического лица квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

Защитник юридического лица Мелкомуков А.М. в судебном заседании просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, а также отсутствия в действиях МУП «Югорскэнергогаз» состава административного правонарушения, считая, что юридическим лицом приняты все необходимые меры для соблюдения норм и правил, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, либо переквалифицировать действия на ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, а в случае признания юридического лица виновным в совершении правонарушения – назначить штраф менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа Денисов А.М. при рассмотрении дела настаивал на привлечении юридического лица МУП «Югорскэнергогаз» к административной ответственности, пояснив, что он проводил проверку юридического лица, на момент проверки в помещении отсутствовали как оборудование, так и иные средства для обеззараживания воздуха (спреи, аэрозоли).

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В обоснование виновности МУП «Югорскэнергогаз» административным органом представлены решение о проведении плановой выездной проверки от 12.10.2021, акт, составленный по результатам проведенной плановой выездной проверки от 29.10.2021 и протокол осмотра №1 от 27.10.2021 (в последних двух указано на то, что в рабочих помещениях Водоочистных сооружений не проводится обеззараживание воздуха, в том числе с использованием оборудования).

Наличие события административного правонарушения, под которым следует понимать состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность, является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) – оно должно быть надлежащим образом описано в протоколе об административном правонарушении (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 2 части 1 статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения – одно из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Как видно из диспозиции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть её, относящаяся к нарушениям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, носит бланкетный характер.

Исходя из этих положений, в составленном в отношении юридического лица протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть чётко сформулировано – в чём именно выразилось событие вменяемого лицу административного правонарушения применительно к конкретным нормам законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в отношении которых данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составленный по настоящему делу протокол об административном правонарушении названным требованиям не соответствует, поскольку в нем не указано – каким образом и какие именно специальные нормы санитарно-эпидемиологического законодательства, содержащие конкретные санитарные правила и нормативы, адресованные непосредственно юридическим лицам, были нарушены МУП «Югорскэнергогаз».

Согласно составленному протоколу об административном правонарушении юридическому лицу вменено нарушение требований статей 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 в виду того, что в используемых МУП «Югорскэнергогаз» рабочих помещениях Водоочистных сооружений не производится обеззараживание воздуха, в том числе с использованием оборудования.

Однако статьи 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ не устанавливают конкретные санитарные правила и гигиенические нормативы.

В абзаце 5 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 перечислены мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции (COVID-19), включающие среди прочего - проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использование оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.

Между тем согласно официальным разъяснениям Роспотребнадзора, содержащимся в письме Главного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2020 № 02/21655-2020-32, снижение микробной обсемененности воздуха в помещениях возможно не только путем применения бактерицидных облучателей-рециркуляторов на основе использования ультрафиолетового излучения. В настоящее время для этих целей применяются также технологии и оборудование на основе использования постоянных электрических полей, различных видов фильтров, в том числе электрофильтров, аэрозолей дезинфицирующих средств. Выбор технологий и оборудования осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно с учетом необходимого режима применения (длительно или кратковременно, в присутствии или в отсутствие людей), объема помещений, эксплуатационных и других характеристик, наличия оборудования на рынке.

Снижение общей микробной обсемененности воздуха помещений достигается также путем достаточного воздухообмена, обеспечивающего удаление загрязненного и подачу в помещения воздуха, очищенного в фильтровентиляционных установках, оснащенных высокоэффективными фильтрами очистки воздуха (ФОВ) класса H13 - H14, или в устройствах обеззараживания воздуха, встроенных в вентиляционные системы. Поступление большего количества наружного воздуха в здание снижает концентрацию инфекционных агентов в воздухе помещений, снижая вероятность заражения.

В тех же разъяснениях указано, что при возможности, альтернативной мерой, направленной на снижение уровня микробной обсемененности, является регулярное проветривание помещений с естественной вентиляцией (каждые 2 часа), что также предусмотрено санитарно-эпидемиологическими требованиями и рекомендациями.

Таким образом, отсутствие в помещении оборудования по обеззараживанию воздуха, а равно отсутствие на момент проверки аэрозолей, способствующих обеззараживанию воздуха не свидетельствует о нарушении юридическим лицом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Также следует отметить, что пункт 4.4 СП 3.1.3597-20 относится к разделу IV названных санитарно-эпидемиологических правил «Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19», устанавливающему требования для территориальных органов Роспотребнадзора в части организации противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 – по смыслу данного раздела СП 3.1.3597-20 (пункт 4.1) организация указанных в нём противоэпидемических мероприятий, составляющих комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, возложена на территориальные органы Роспотребнадзора при участии в этом уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть требования данного пункта Правил адресованы не к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а к названным органам публичной власти, что согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 № АКПИ21-78, в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2021 № АПЛ21-202.

Кроме того, как следует из доказательств, представленных МУП «Югорскэнергогаз», в указанной организации изданы и исполняются приказы от 20.03.2020 №53 «О мерах по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19)»; от 12.05.2020 №92 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»; от 13.05.2020 №94 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»; от 22.05.2020 №103/1 «Об утверждении инструкции»; а также распоряжение от 21.07.2020 №09 «По организации профилактических мероприятий для предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», в рамках которых осуществляются мероприятия по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе мероприятия, направленные на разрыв механизма передачи названной инфекции.

В частности организацией закуплены и выданы для применения на участке Водоочистных сооружений средства индивидуальной защиты (антисептики, маски, перчатки и т.д.), спреи с антибактериальным эффектом, проводится регулярная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, ведется регулярный контроль состояния здоровья работников, помимо этого рабочие помещения Водоочистных сооружений оборудованы несколькими находящимися в исправном состоянии вытяжными вентиляционными установками и устройствами, их работоспособность также регулярно проверяется, кроме того проводится регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений.

Помимо этого также следует учесть, что Водоочистные сооружения МУП «Югорскэнергогаз» не относятся к числу мест с массовым пребыванием людей.

В своей совокупности вышеперечисленные обстоятельства, с учетом разъяснений, содержащихся в письме Главного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2020 № 02/21655-2020-32 указывают на то, что МУП «Югорскэнергогаз» приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что в свою очередь исключает привлечение юридического лица к административной ответственности (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доказательств того, что принятых МУП «Югорскэнергогаз» мер оказалось недостаточно административным органом не представлено.

Согласно ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Муниципального унитарного предприятия «Югорскэнергогаз» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Югорский районный суд ХМАО - Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                    подпись                 Ю.Н. Клюпа

КОПИЯ ВЕРНА «24» января 2022 года

Подлинный документ находится в деле № 5-36/2022

ЮГОРСКОГО РАЙОННОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Югорского районного суда

__________________________Ю.Н. Клюпа

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»_______________20 г.

Секретарь суда _____________________ /____________________/

5-36/2022 (5-1099/2021;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
МУП "Югорскэнергогаз"
Суд
Югорский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Клюпа Ю.Н.
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
ugorsk--hmao.sudrf.ru
24.12.2021Передача дела судье
24.12.2021Подготовка дела к рассмотрению
24.01.2022Рассмотрение дела по существу
28.02.2022Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
14.03.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
20.03.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
12.01.2023Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее