Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-172/2024 ~ М-150/2024 от 02.04.2024

11RS0012-01-2024-000275-43                                                                                           Дело № 2-172/2024

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

22 апреля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Беляева В.Н. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексному центру социальной защиты населения Прилузского района» об отмене решения, предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ,

установил:

Беляев В.Н. обратился в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об отмене решения, предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ. В обоснование иска указано, что 18.03.2024 обратился за предоставлением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу места пребывания, однако, получил отказ ответчика в предоставлении субсидии в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу пребывания. На основании изложенного, обратился в суд с иском, просит признать уведомление об отказе в предоставлении субсидии незаконным, назначить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В судебном заседании истец не присутствует, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, просили его рассмотреть без участия представителя. До начала судебного заседания представили возражения на иск, в которых просили в удовлетворении иска Беляеву В.Н. отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам    ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Беляева В.Н., суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года       № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Беляев В.Н. является нанимателем жилого помещения - квартиры в доме по ул. <адрес> с. Объячево Прилузского района Республики Коми, находящегося в муниципальной собственности.

Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 05 мая 2023 года, заключенного с администрацией      СП «Объячево». Срок найма жилого помещения установлен с 05 мая 2023 года по 04 мая 2024 года.

В указанной квартире Беляев В.Н. зарегистрирован по месту пребывания с 11.05.2023 по 04.05.2024.

На основании решения от 27.03.2024 учреждением принято решение об отказе Беляеву В.Н. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.

Не согласившись с решением ответчика, Беляев В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с Положением «О Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми», утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 № 519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания исполняет функции по организации предоставления государственными учреждениями Республики Коми гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пп. 25 а. 11.4 Положения).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми.

На основании Приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.01.2016 № 2а полномочиями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме наделены государственные бюджетные учреждения Республики Коми, в т.ч. «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района».

Как следует из возражений ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», Беляев В.Н. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на муниципальную квартиру. По месту постоянного жительства в указанной квартире истец не зарегистрирован, в то время как предоставление субсидии на оплату ЖКУ, по мнению ответчика, производится только по адресу постоянной регистрации гражданина. По мнению ответчика, оснований для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имелось, в связи с чем, ответчиком было принято решение об отказе Беляеву В.Н. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 утверждены Методические рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.

Согласно п. 24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту жительства заявителя с учетом особенностей, установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил для заявителя, проходящего военную службу по контракту. Подтверждением места жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

Рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства. Рекомендуется учитывать, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена (п. 25, 26 Методических рекомендаций).

Судом не установлено наличие недвижимости у Беляева В.Н., что подтверждается уведомлением от 11.04.2024

Согласно адресной справки, Беляев В.Н. зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>, с 11.05.2023 по 04.05.2024.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу о том, что Беляев В.Н. как наниматель помещения муниципального жилищного фонда относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Более того, суд исходит из того, что ранее Беляеву В.Н. назначалась субсидия на оплату ЖКУ по спорному адресу регистрации на основании решений суда.

Суд также исходит из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, и Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016, прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения в котором они постоянно проживают.

По мнению суда, вышеуказанное жилое помещение является местом постоянного жительства истца, в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства.

При этом, под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.

Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Суд принимает во внимание, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства. Наличие ограниченной определенным сроком регистрации Беляева В.Н. в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца.

При этом суд исходит из того, что ранее истцу уже выплачивались субсидия адресу временной регистрации.

Отсюда, учитывая, что на данный момент проживание в муниципальной квартире является постоянным местом жительства для истца, за данное жилое помещение им оплачиваются коммунальные услуги, по месту его постоянной регистрации субсидию он не получает, суд полагает возможным требования Беляева В.Н. удовлетворить, обязать ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2024 года.

Учитывая, что судом принято решение о предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ, имеются основания для отмены уведомления ГБУ от 27.03.2024.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям           ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

         Исковое заявление Беляева В.Н. (<данные изъяты>) к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» (ИНН 1112004090) об отмене решения, обязании предоставить субсидию на оплату ЖКУ - удовлетворить.

       Отменить решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Комплексный центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» от 27 марта 2024 года об отказе Беляеву В.Н. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» предоставить Беляеву В.Н. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания с 01 апреля 2024 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий                                                      Т.В. Можегова

2-172/2024 ~ М-150/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беляев Валерий Николаевич
Ответчики
ГБУ РК "Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
03.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее