Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 мая 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1253/2023 по административному исковому заявлению Горбуновой Ирины Владимировны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности Скворцовой Н.В.,
у с т а н о в и л:
Горбунова И.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила восстановить пропущенный срок и установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 630 500 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 400 800 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 862 700 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 862 700 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая ее права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Представитель административного истца Скворцова Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: Администрация г.о. Самары, ГБУ СО ЦКО не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ГБУ СО ЦКО представило письменный отзыв, в котором указало, что ГБУ СО ЦКО не осуществляло определение кадастровой стоимости указанных нежилых помещений по состоянию на 02.11.2019 года.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона
Как следует из материалов дела, Горбунова И.В. является собственником следующих нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 64,2 кв. м, нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 25,1 кв. м, нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 36,3 кв. м.
Административный истец оспаривает кадастровую стоимость архивную нежилых помещений, которая утверждена актом б/н от 05.11.2019 года по состоянию на 2 ноября 2019 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 848 028,6 руб., нежилого помещения с кадастровым номером с кадастровым номером №- в размере 2 169 061,2 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 226 431,8 руб..
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Считая архивную кадастровую стоимость нежилых помещений завышенной, нарушающей его права как плательщика налога на имущество, административный истец 6 апреля 2023 года обратилась в суд с заявлением об оспаривании архивной кадастровой стоимости нежилого помещения.
На дату обращения административного истца в суд за ним сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости, поэтому пропущенный срок для обращения в суд с иском подлежит восстановлению.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 1102/4, выполненный оценщиком ООО «ПОВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»» от 18 ноября 2022 года, в соответствии с которым рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на 2 ноября 2019 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 630 500 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 400 800 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 862 700 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 862 700 руб.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 2 ноября 2019 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величин рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком сравнительного и доходного подходов, анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие у сторон замечаний к отчету об оценке, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 6 апреля 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Горбуновой Ирины Владимировны удовлетворить
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 25,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 2 ноября 2019 года в размере 630 500 руб.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 64,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 ноября 2019 года в размере 1 400 800 руб.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 36,3 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 2 ноября 2019 года в размере 862 700 руб
Датой обращения административного истца в суд считать 6 апреля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2023 года.