УИД 21RS0024-01-2021-005869-78
Дело № 5-32/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 января 2022 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Мартьянова А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Русский характер», расположенным по адресу: <адрес>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ начальником МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» в отношении ООО «Русский характер» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. в кафе «Чердак», расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение п.4 ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории ФИО1 Республики, при осуществлении деятельности, кассир-бармен обслуживал посетителя, не отсканировав QR-код.
В судебное заседание представитель ООО «Русский характер, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Представитель МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Чебоксары, будучи также извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, Судом решен вопрос о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 в соответствие с подпункт «а.2» пункта «а» ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждены Правила поведения обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпункт «а.2» пункта «а» ст.10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», « у», «ф» части1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Во исполнение названных положений временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики издан Указ от 18.03.2020 № 113-рг «О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности», согласно которому на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности с 18.03.2020 до особого распоряжения.
Указом Главы Чувашской Республики от 03.04.2020 № 2 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики» введены ограничительные мероприятия.
Согласно пункта 3.1 Указа Главы Чувашской Республики № 135 от 12.05.2020 « О внесении изменений в Указ Главы Чувашской Республики от 03.04.2020 № 92 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики» с 12.05.2020 до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, в местах скопления граждан, при посещении объектов розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ.
Согласно Указу Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 № 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики" при нахождении в общественном транспорте, в местах скопления, при посещении объектов розничной торговли граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и соблюдать социальное дистанцирование.
Указом Главы Чувашской Республики от 07.12.2021 №205 Указ Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 № 166 признан утратившим силу, однако сохранена обязанность граждан до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки использовать средства индивидуальной защиты органов (повязки, маски, респираторы или иные изделия, их заменяющие) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, в местах скопления граждан, при посещении объектов розничной торговли, оказания услуг, выполнения работ.
Данным указом от 07.12.2021 N 205 (ред. от 29.12.2021) "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.01.2022), также предусмотрено, что деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания осуществляются при соблюдении дополнительных условий:
-наличие мобильного приложения для сканирования QR-кода сертификата о профилактических прививках против COVID-19, установленного на электронном устройстве;
-наличие у зрителей, клиентов, посетителей, покупателей и иных лиц, не связанных с деятельностью и мероприятиями, указанными в подпунктах "в" - "л" настоящего пункта, и находящихся в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), используемых для осуществления такой деятельности (проведения указанных мероприятий), за исключением лиц, не достигших возраста 18 лет, одного из следующих документов:
-сертификата о профилактических прививках против COVID-19 в электронном или распечатанном виде в формате, позволяющем сканировать QR-код сертификата о профилактических прививках против COVID-19, либо справки медицинской организации о проведенных профилактических прививках против COVID-19, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
-документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19, проведенного методом полимеразной цепной реакции, в электронном или распечатанном виде, при этом от времени результата лабораторного исследования на COVID-19 прошло не более 48 часов, а также документа, удостоверяющего личность такого гражданина;
(в ред. Указа Главы ЧР от 29.12.2021 N 212)
-документа, подтверждающего факт перенесенного в течение последних шести месяцев заболевания COVID-19, в электронном или распечатанном виде и документа, удостоверяющего личность такого гражданина.
По факту совершения ООО «Русский характер» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ начальником МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» составлен протокол, который ДД.ММ.ГГГГ поступил на рассмотрение в Калининский районный суд <адрес>.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и т.д. При этом доказательства, полученные с нарушением норм КоАП РФ, являются недопустимыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 28.6 названного Кодекса.
Исходя из положений ст. 28.2, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в отсутствие физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, только в случае если они извещены в установленном порядке о дате, времени и месте составления протокола и не явились для его составления.
При этом копия протокола об административном правонарушении подлежит направлению лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как установлено судом и следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ООО «Русский характер», извещение о необходимости явиться для составления протокола, направленное ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возвращено в связи с неудачной попыткой вручения.
Согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.
Однако сведений о надлежащем извещении либо об отсутствии ООО «Русский характер» по месту регистрации, возвращении почтового отправления в связи с истечением срока хранения в материалах дела не имеется, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ООО «Русский характер», права и обязанности при составлении протокола ему не разъяснялись.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество не было в установленном порядке извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а ее представителю не были разъяснены права предусмотренные ст. ст. 24.2; 25.1; 25.2; 25.4-25.6; 28.2 п. 4 и 6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. Следовательно, законный представитель Общества был лишен возможности ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, представить свои объяснения по существу вменяемого административного правонарушения и замечания по содержанию протокола.
Из смысла абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", указывающего, что несущественным недостатком протокола, является, в том числе, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причине их неявки или причины неявки были признаны неуважительными, - следует, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, -привлекаемого к административной ответственности, не извещенного надлежащим образом о времени месте составления протокола относится к существенному недостатку, при наличии которого в соответствии с абз. 4 п. 4 данного Постановления Пленума протокол об административном правонарушении, как оформленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, на основании п. 4 ч. I ст. 29.4 КоАП РФ подлежит возвращению в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
В соответствии с абз. 5 п. 4 указанного Постановления Пленума возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу положений ч. ч. I, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, суд считает необходимым производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО Русский характер» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Русский характер» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики суд через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Мартьянова