К делу № 2-210/2024 УИД: 23RS0050-01-2023-003290-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 29 февраля 2024 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре судебного заседания Немченко Т.Ю.,
с участием: представителя истца – администрации МО Темрюкский район – Мигель С.А., действующего по доверенности,
представителя ответчика Кулагиной О.А. – Тен Н.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО Темрюкский район к ФИО1 о сносе объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Темрюкский район обратилась в суд с иском, в котором просит:
1) признать самовольным трехэтажный объект капитального строительства, возведенный в границах земельного участка с кадастровым номером 23<адрес>;
2) обязать Кулагину О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести трехэтажный объект капитального строительства, возведенный в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>;
3) в случае неисполнения Кулагиной О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, решения суда, вступившего в законную силу, в течение установленного срока, предоставить право администрации муниципального образования <адрес> совершить снос трехэтажного объекта капитального строительства, возведенного в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>, за свой счет, с последующим взысканием с Кулагиной О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведенных расходов.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ, специалистами управления муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> (далее - Управление), при проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, с территории общего пользования проведено выездное обследование принадлежащего ответчику на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., с видом разрешенного использования «индивидуальное жилое строительство», категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что в границах указанного земельного участка расположены: трехэтажный объект капитального строительства, три одноэтажных объекта, предназначенных для проживания отдыхающих граждан в летний период, одноэтажные объекты вспомогательного назначения.
При этом, администрацией Новотаманского сельского поселения <адрес> разрешительная документация в отношении земельного участка с кадастровым номером № не выдавалась. Администрацией муниципального образования <адрес> в отношении указанного земельного участка выдан градостроительный план №.
В связи с вышеизложенным, усматриваются нарушения норм ч. 2 ст. 51 ГрК РФ, выразившееся в самовольном возведении трехэтажного объекта капитального строительства собственником земельного участка с кадастровым номером №, в нарушение действующего законодательства.
По результатам проведенного мероприятия Управлением вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
В связи с изложенными обстоятельствами, администрация МО <адрес> вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца – администрации МО Темрюкский район – Мигель С.А., в судебном заседании предъявленный иск поддержал, заявленные требования просил удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на те же обстоятельства.
Представитель ответчика Кулагиной О.А. – Тен Н.В., в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась, в удовлетворении заявленных истцом требований просила отказать полностью, ссылаясь на их необоснованность, и пояснила, что в рамках данного дела был произведён осмотр земельного участка и спорного объекта, с участием специалистов администрации и в ходе осмотра установлено, что земельный участок используется по целевому назначению, в данном объекте проживает ответчик и её семья. Кроме того, возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство, либо до направления уведомления о планируемом строительстве – не является основанием для признания объекта самовольной постройкой.
Представитель третьего лица – администрации Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, в судебное заседание не явился, в поступившем в суд ходатайстве, представитель Кузьмина Н.С. просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя третьего лица и принять решение на усмотрение суда.
Представитель надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте слушания дела третьего лица – Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду неизвестно.
Суд, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования администрации МО Темрюкский район не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ, специалистами управления муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес> (далее - Управление), при проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о муниципальном земельном контроле, осуществляемом на территории муниципального образования <адрес>, утвержденным решением XLIX сессии Совета муниципального образования <адрес> VII созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, с территории общего пользования проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., с видом разрешенного использования «индивидуальное жилое строительство», категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что в границах указанного земельного участка расположены: трехэтажный объект капитального строительства, три одноэтажных объекта, предназначенных для проживания отдыхающих граждан в летний период, одноэтажные объекты вспомогательного назначения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), с ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок принадлежит на праве собственности ответчику ФИО1 Сведения о расположенных в границах земельного участка объектах в ЕГРН отсутствуют.
Администрацией Новотаманского сельского поселения <адрес> разрешительная документация в отношении земельного участка с кадастровым номером № не выдавалась.
Администрацией муниципального образования <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером № выдан градостроительный план №.
В связи с вышеизложенным, по мнению истца, усматриваются нарушения норм ч. 2 ст. 51 ГрК РФ, выразившееся в самовольном возведении трехэтажного объекта капитального строительства собственником земельного участка с кадастровым номером №, в нарушение действующего законодательства.
По результатам проведенного мероприятия Управлением вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются собственниками и иными правообладателями земельных участков при условии соблюдения правового режима земельного участка, а также законодательства о градостроительной деятельности, требований технических регламентов, экологических требований, санитарно-гигиенических правил и нормативов, требований пожарной безопасности и иных требований, предусмотренных законодательством (пункт 2 статьи 260, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 2 статьи 7, подпункт 2 пункта 1 статьи 40, пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 14 статьи 1, статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), часть 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", статья 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", абзац четвертый статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и другие).
Возведение (создание) здания, сооружения (далее также - объект, постройка) с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - постановление Пленума №) следует, что в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ).
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, вправе обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), а в случаях, когда такой объект создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе обратиться с иском о запрещении его эксплуатации (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).
Из п. 12 постановления Пленума № следует, что с иском о сносе самовольной постройки, о её сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.
С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Из приведенных норм права и разъяснений вышестоящих судебных инстанций следует, что юридически значимым при рассмотрении настоящего спора являются установление следующих обстоятельств: 1) является ли спорный объект недвижимой вещью, отвечающей требованиям ст. 130 ГК РФ и положениям ст. 222 ГК РФ; 2) является ли выдача разрешения на строительство спорного объекта обязательным, учитывая его характеристики (ст. 51 ГрК РФ); 3) чье право собственности или законное владение нарушается сохранением спорного объекта (ст. 304 ГК РФ); 4) в защиту чьих прав, свобод и законных интересов, выступает администрация (ст. 46 ГПК РФ).
Из разъяснений абз. 4 п. 2 постановления Пленума № следует, что если на день вынесения решения суда, ранее выявленные признаки самовольной постройки устранены или более не являются таковыми вследствие изменения правового регулирования и отсутствуют иные основания для признания постройки самовольной, суд отказывает в удовлетворении требования о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Согласно п. 3 постановления Пленума №, возведение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома без разрешения на строительство либо до направления уведомления о планируемом строительстве не является основанием для признания его самовольной постройкой (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ, часть 12 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), часть 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Судам следует учитывать, что до ДД.ММ.ГГГГ возведение (создание) таких объектов на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, без соблюдения порядка, предусмотренного статьей 51.1 ГрК РФ, и регистрация на них права собственности на основании только технического плана, подготовленного на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок являются законными действиями застройщика (часть 11 статьи 24, часть 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Как видно из заключения кадастрового инженера, являющегося неотъемлемой частью представленного ответчиком технического плана спорного объекта недвижимости, здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности заказчику кадастровых работ (собственность: запись № от ДД.ММ.ГГГГ). Вид разрешенного использования земельного участка по документу - индивидуальное жилое строительство.
Технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимого имущества, удостоверенной заказчиком кадастровых работ. Также исходным документом послужил чертеж-абрис, подготовленный на основании п. 67-76 Приложения № к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № П/0082.
Так как здание (исходя из сведений, указанных в декларации) является зданием с наименованием "Жилой дом", вид разрешенного использования земельного участка (по документу) соответствует назначению ставящегося на кадастровый учет строения, согласно п. 12 ст. 70 Закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в последней редакции), разрешение на строительство, равно как и уведомление о соответствии не является обязательным документом для составления технического плана.
Согласно п. 12 ст. 70 Закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
<адрес> здания, рассчитанная на основании Приложения N 2 к приказу Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №№, составляет 117,1 кв.м. Здание является двухконтурным - контур второго-третьего этажа (надземный) частично не совпадает с контуром первого этажа (наземным контуром). Здание является одноконтурным - контур второго этажа (надземный) совпадает с контуром первого этажа (наземным контуром).
Также к техническому плану приложено письмо управления охраны объектов культурного наследия, в котором указано, что на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия.
Согласно акту визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составленному ДД.ММ.ГГГГ специалистом управления муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, в ходе визуального осмотра установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка площадью 1000 кв.м., с видом разрешенного использования - индивидуальное жилое строительство, категория земель - земли населенных пунктов, расположены: трехэтажный объект капитального строительства, три одноэтажных объекта, каждый из которых состоит из двух отдельных помещений, имеющих самостоятельные выходы, одноэтажные объекты вспомогательного назначения, объект незавершенного строительства на уровне одного этажа.
В трехэтажном объекте капитального строительства проживает его правообладатель с семьей. На первом этаже указанного объекта расположены кухня и гараж, на втором этаже - хозяйская спальня, санузел и проходная комната, на третьем этаже - комната свободного назначения и детская комната. Признаков использования объекта в коммерческих целях не выявлено.
На момент проведения осмотра одноэтажные объекты, состоящие из двух отдельных помещений, имеющих самостоятельные выходы, также не обладают признаками эксплуатации в коммерческих целях.
Признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным использованием не установлены.
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 222 ГК РФ, а также разъяснениями, содержащимся в п.п. 2, 3 постановления Пленума №, следует вывод, что спорный трехэтажный объект капитального строительства, возведенный в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, признаками самовольной постройки не обладает, поскольку: объект возведен (создан) на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, с видом разрешенного использования, допускающим строительство на нём данного объекта и эксплуатируется в соответствии с данным видом использования; выдача разрешения на строительство спорного объекта не требуется; спорный объект возведен в соответствии с градостроительными и строительными нормами и правилами.
Доказательств того, что в результате возведения ответчиком спорного объекта создается угроза жизни и здоровью граждан, либо нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, - материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения рассматриваемого иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации МО <адрес> к ФИО1 о признании самовольным трехэтажного объекта капитального строительства, возведенного в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести указанный объект капитального строительства; предоставлении администрации муниципального образования Темрюкский район права за свой счет совершить снос указанного объекта капитального строительства в случае неисполнения ответчиком решения суда, вступившего в законную силу в течение установленного срока, с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Председательствующий: С.А. Назаренко
Мотивированное решение суда изготовлено 06.03.2024г.