Дело №2-292/2024
УИД 44RS0005-01-2024-000251-49
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года п. Сусанино
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Медведковская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанностей,
установил:
Прокурор Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Медведковская основная общеобразовательная школа» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ года оснастить образовательную организацию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований законодательство образовательное учреждение не оснащено системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Выявленные нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного пребывания детей в образовательных организациях, не способствуют своевременному предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности помещения и территории образовательной организации, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Согласно Перечня мероприятий МОУ «Медведковская основная общеобразовательная школа» по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), являющегося приложением к паспорту безопасности объекта, данные мероприятия были запланированы в 2021 году, однако до настоящего времени не выполнены.
В судебном заседании представитель истца, действующая в порядке поручения на основании распоряжения Прокурора Костромской области, помощник Буйского межрайонного прокурора С.А.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Медведковская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, от директора школы поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, требования не признает ввиду отсутствия запланированного финансирования на 2024 год.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области по доверенности С.Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Согласно отзыва на иск, постановлением администрации Сусанинского муниципального района Костромской области от 23 октября 2023 года №217 утверждена муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Сусанинского муниципального района Костромской области на 2024-2026 годы». В соответствии с приложением к указанной программе в перечень мероприятий под №3, планируемых к реализации в рамках муниципальной программы Профилактика терроризма и экстремизма на территории Сусанинского муниципального района Костромской области на 2024-2026 годы» входит оснащение объектов образования системой оповещения эвакуацией либо системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе совершения террористического акта, среди которых МОУ «Медведковская основная общеобразовательная школа», оснащение которой запланировано в 2025 году (на данное мероприятия запланировано 200 тыс.руб.) Таким образом, в бюджете на 2024 год данное мероприятие не запланировано. При этом оснащение указанной системой запланировано в других образовательных организациях. Бюджет Сусанинского муниципального района является программным, финансирование учреждений на указанные мероприятия осуществляется в рамках действующих муниципальных программ. Новые расходные обязательства без подтверждения наличия достаточных доходных источников для их финансового обеспечения по поручению губернатора Костромской области должны быть исключены (протокол еженедельного совещания при губернаторе Костромской области от 09 января 2024 года №СС-0-1пр). При таких обстоятельствах требования прокурора не будут исполнены в указанный в исковом заявлении срок.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области» по доверенности Т.А.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что паспорт безопасности был согласован Росгвардией с учетом того, что указанные в иске мероприятия должны были быть выполнены в 2022 году.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел образования администрации Сусанинского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
На основании пунктов 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно подп. «д» п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Как следует из ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:
1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации №1006 от 02 августа 2019 года утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, согласно пункту 5 которых, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения указанных Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорирования объекта (территории). На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (пункты 8,15,43).
Согласно подп. «д» п. 24 указанных Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, прокуратурой Сусанинского района была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, антитеррористической защищенности объектов (территорий) в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Медведковская основная общеобразовательная школа».
В ходе проверки было установлено, что утвержден паспорт безопасности, и согласно паспорту безопасности объекту присвоена 4 категория опасности.
Однако в нарушение подп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), образовательное учреждение не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из паспорта безопасности Муниципального общеобразовательного учреждения «Медведковская основная общеобразовательная школа», согласованного в 2020 году, следует, что в Перечне мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) директору объекта указано на оборудование объекта (территории) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, срок исполнения – 2022 год.
По результатам прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ директору школы было внесено представление с требованием по устранению указанного нарушения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, данное нарушение до настоящего времени не устранено.
Таким образом, оборудование в образовательном учреждении системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации является обязательной мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Суд приходит к выводу, что отсутствие указанной системы оповещения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Прокурор Сусанинского района просит установить срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ, который суд находит достаточным и разумным с учетом объема необходимых работ, того обстоятельства, что паспорт безопасности был согласован с учетом выполнения данных работ еще в 2022 году, представление об устранении данного нарушения было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо допустимых доказательств того, что для исполнения данных требований требуется больше времени, суду при рассмотрении дела не представлено.
Доводы представителей ответчика, третьего лица об отсутствии финансирования, запланирование данных мероприятий в муниципальной программе на 2025 год не могут служить основанием для отказа в иске или продление указанного прокурором срока, поскольку отсутствие финансирования не освобождает школу от исполнения указанных в законе обязанностей, данные мероприятия не являются новыми расходными обязательствами, поскольку должны были быть выполнены еще в 2022 году, однако каких-либо реальных мер для оснащения школы до вынесения решения суда не предпринято, и оснований полагать, что данные работы возможно выполнить только в 2025 году, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на МОУ «Медведковская основная общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать образовательную организацию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сусанинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Медведковская основная общеобразовательная школа» № в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить образовательную организацию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Виноградова
Решение суда в окончательной форме принято 06 июня 2024 года