УИД №34RS0031-01-2023-000807-50 Дело №2-46/2024
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Новониколаевский 26 марта 2024 года
Новониколаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего федерального судьи – Королева М.А.
при секретаре – Зениной В.О.
с участием:
старшего помощника прокурора Новониколаевского района – Ярошинской М.С.
представителя ответчика - администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Куроплина Артема Юрьевича
представителя третьего лица – Главного управления МЧС России по Волгоградской области Поликарпова Виктора Ильича
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить требования законодательства в сфере пожарной безопасности,
Установил:
Прокурор Новониколаевского района Волгоградской области обратился в Новониколаевский районный суд Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц с исковым заявлением к администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить требования законодательства в сфере пожарной безопасности и просит обязать администрацию Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области после вступления решения суда в законную силу, выполнить мероприятия, поименованные в исковом заявлении.
Определением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 5 февраля 2024 года, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату Главное управление МЧС России по Волгоградской области привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
По содержанию искового заявления прокуратурой Новониколаевского района на основании информации, полученной от отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района. В ходе проверки установлено, что вокруг населённых пунктов <адрес> не устранена, территории общего пользования <адрес>, первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём не оснащены.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новониколаевского района Ярошинская М.С. поддержала требования искового заявления и просит его удовлетворить по изложенным в нём основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области Куроплин А.Ю. с требованиями искового заявления прокурора фактически согласился частично. По объяснениям представителя ответчика территории общего пользования <адрес> действительно не оснащены первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём. По доводам Куроплина А.Ю., данные нарушения стали возможными по причине отсутствия необходимых бюджетных денежных средств для закупки требуемого инвентаря. Согласно возражениям представителя ответчика Куроплина А.Ю., требования искового заявления прокурора являются необоснованными, так как необходимые работы по обновлению вокруг населённых пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 м. выполнены ранее на основании предписаний отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам Главного управления МЧС России по Волгоградской области.
В судебном заседании представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по Волгоградской области Поликарпов В.И. просит исковое заявление удовлетворить, так как доводы представителя ответчика Куроплина А.Ю. относительно обновления противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 м. вокруг населённых пунктов, обозначенных в исковом заявлении, опровергаются материалами проведённой проверки.
Заслушав объяснения истца и представителя третьего лица, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд делает следующие выводы.
Согласно п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу ст.ст.1,19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479, утверждены Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила), которые устанавливают требования пожарной, безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.п.69,70,395,410 Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населённых пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их взаимодействие с огнетушащими веществами, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.
Производственные и (или) складские здания предприятий (организаций), не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом или автоматическими установками пожаротушения (за исключением зданий, оборудовать которые установками пожаротушения и внутренним противопожарным водопроводом не требуется), помещения и площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур, помещения различного назначения, в которых проводятся огневые работы, а также территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удалённые на расстояние более 100 метров от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.
Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарём.
В соответствии с актом проверки №030/15 от 2 июня 2023 года на основании распоряжения начальника ОНДиПР по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам Главного управления МЧС России по Волгоградской области Поликарпова В.И. от 17 мая 2023 года №030/15 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района и установлено, что вокруг населённых пунктов <адрес> противопожарная минерализованная полоса до ширины не менее 10 м. не обновлена, на территории общего пользования х<адрес>) не устранена, территории общего пользования <адрес>, первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём не оснащены.
По содержанию указанного акта проверки перечисленные нарушения не устранены в рамках предписания №030/55/1 от 28 октября 2022 года и подтверждены фотографиями, приложенными к акту проверку.
В соответствии с предписанием №030/15/1 главе Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района, ему было предписано до 26 июля 2023 года вокруг населённых пунктов <адрес> обновить противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 м; на территории общего пользования <адрес> территории общего пользования <адрес> оснастить первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём.
Согласно акту проверки №030/59 от 29 сентября 2023 года на основании распоряжения начальника ОНДиПР по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам Главного управления МЧС России по Волгоградской области Поликарпова В.И. от 4 сентября 2023 года №030/59 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района и установлено, что вокруг населённых пунктов <адрес>) противопожарная минерализованная полоса до ширины не менее 10 м. не обновлена, на территории общего пользования <адрес> не устранена, территории общего пользования <адрес>, первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём не оснащены.
В соответствии с предписанием №030/59/1 главе Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района, ему было предписано до 29 апреля 2024 года устранить допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым исковое заявление прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить требования законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворить в полном объёме.
Судом установлено, что 2 июня 2023 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам Главного управления МЧС России по Волгоградской области проведена внеплановая проверка исполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности в деятельности администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки было установлено, что вокруг населённых пунктов <адрес> противопожарная минерализованная полоса до ширины не менее 10 м. не обновлена, на территории общего пользования х<адрес>, первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём не оснащены.
В статье 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» на руководителей организаций возложены обязанности соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что администрация Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района предписание, содержащее законные требования должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам в установленный срок до 26 июля 2023 года не выполнила, что подтверждено повторной проверкой от 29 сентября 2023 года.
Отсутствие необходимого финансирования не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанности по соблюдению пожарной безопасности, кроме того, отсутствие необходимых финансовых средств для исполнения ответчиком требований предписания в судебном заседании не доказано.
Учитывая изложенное, прокурор Новониколаевского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц обоснованно требует от администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района исполнить требования законодательства в сфере пожарной безопасности.
Возражения представителя администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Куроплина А.Ю. на исковое заявление, не являются основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, так как в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ он не представил суду доказательства исполнения требований предписания в части обновления противопожарной минерализованной полосы до ширины не менее 10 м. вокруг населённых пунктов <адрес>), а также ликвидации свалки горючих отходов (географические координаты <адрес>.
Исследованное в судебном заседании предписание, содержащее требования должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы представителем ответчика в установленном порядке не оспорено и не признано незаконным.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела, на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия от 25 марта 2024 года, сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Урюпинску, Нехаевскому, Новониколаевскому и Урюпинскому районам произведён осмотр <адрес> и установлено, что нарушения, выявленные ранее не устранены.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Решил:
Исковое заявление прокурора Новониколаевского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить требования законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Мирного сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области выполнить требования пожарной безопасности на территории Мирного сельского поселения Новониколаевского района Волгоградской области со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: обновить вокруг населённого пункта х.Верхнезубриловский противопожарную минерализованную полосу до ширины не менее 10 м. (графические координаты №); устранить на территории общего пользования х<адрес> свалку горючих отходов (географические координаты №); оснастить территорию общего пользования х<адрес> первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём; обновить вокруг населённого пункта <адрес> противопожарную минерализованную полосу до ширины не менее 10 м. (с западной стороны населённого пункта, географические координаты №); оснастить территорию общего пользования <адрес> первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём; оснастить территорию общего пользования <адрес> первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём; оснастить территорию общего пользования <адрес> первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём; обновить вокруг населённого пункта с.Купава противопожарную минерализованную полосу до ширины менее 10 м. (географические координаты №); оснастить территорию общего пользования <адрес> первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём.
Мотивированное решение суда составлено 2 апреля 2024 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Новониколаевский районный суд.
Судья: