Дело № 2-2531/2024
73RS0001-01-2024-003023-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2024г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе судьи Елистратова А.М., при помощнике Магоян М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Гафурова Тагирзяна Ахметзяновича, к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Гафурова Т.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, просил взыскать в пользу истца в счет компенсации морального вреда 10 000 руб. и обязать ответчика обеспечить истца препаратом <данные изъяты> по рецепту серии <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> препаратом <данные изъяты> по рецепту серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> Исковые требования мотивированы следующим. Истец является инвалидом третьей группы, страдает хроническими заболеваниями, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами на льготных основаниях. Ответчик своевременно не обеспечил истцу возможность получения по льготным рецептам лекарственных препаратов назначенных лечащим врачом.
В судебное заседание стороны и представители третьих лиц ГУ «Ульяновская государственная аптека», ГУЗ ЦГКБ не явились.
Ранее в суде помощник прокурора Карташова С.К. на иске настаивала.
Представитель ответчика в отзыве указал, что рецепт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. на получение <данные изъяты> упаковок препарата <данные изъяты> обслужен ДД.ММ.ГГГГ Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ. не был обслужен из-за недостатка лекарственных препаратов. В связи с окончанием срока действия этот рецепт не может быть обслужен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Гафуров Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, страдает хроническими заболеваниями, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами на льготных основаниях.
Из отчёта о получении истицей лекарственных препаратов, предоставленного ГУ «Ульяновская государственная аптека», следует, что сроки на обслуживание рецептов нарушены. Рецепт серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. на получение <данные изъяты> упаковок препарата <данные изъяты> обслужен ДД.ММ.ГГГГ. Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ. не был обслужен.
Таким образом, указанные прокурором факты необеспечения истца лекарственным препаратом на льготных условиях подтверждены.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 указанного закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам. страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Министерством здравоохранения Ульяновской области не были приняты должные меры, направленные на обеспечение истицы лекарственными препаратами.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2022 N 828-П "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области.
Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении сахарного диабета.
Факт нарушения ответчиком прав инвалида в результате просрочки обеспечения медицинскими препаратами подтверждён.
Поскольку препарат <данные изъяты> по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ. истцу выдан не был, суд удовлетворяет требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца препаратом в объёме, указанном в рецепте от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В связи с нарушением прав инвалида на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условий для реализации им своих прав, в том числе, на получение лечения на льготных основаниях, требования о компенсации истице морального вреда и возложении на ответчика обязанности предоставить медицинские препараты подлежат удовлетворению.
С учётом фактических обстоятельств дела, требований закона о необходимости соблюдения разумности и справедливости при определении размера компенсации, суд взыскивает с ответчика в пользу истца в счёт компенсации морального вреда 5 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Гафурова Тагирзяна Ахметзяновича, к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Гафурова Тагирзяна Ахметзяновича препаратом <данные изъяты> по рецепту серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Гафурова Тагирзяна Ахметзяновича в счёт компенсации морального вреда 5 000 руб.
В остальном в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Елистратов
Срок изготовления мотивированного решения 21.06.2024г.