Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
1 ноября 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Мешковой Е.В.
с участием прокурора Борисовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1468/2021 по административному исковому заявлению Гумеровой Л.Ф., Гумерова М.Х., Гумеровой М.Н., Гумерова Р.Х., Мишина С.А., Степанова А.Н., Лукьянова В.Г., Искандарова И.С. о признании недействующим нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л :
Гумерова Л.Ф., Гумеров М.Х., Гумерова М.Н., Гумеров Р.Х., Мишин С.А., Степанов А.Н., Лукьянов В.Г., Искандаров И.С. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года №107/47 в части установления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № подзоны Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» в зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Требования обоснованы тем, что административные истцы являются собственниками вышеуказанных земельных участков, расположенных по адресу: Самарская область, Волжский район, сельское поселение Курумоч, п. Власть Труда, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, ля ведения личного подсобного хозяйства. Оспариваемым нормативным правовым актом в отношении этих земельных участков установлена подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – О м» в связи с нахождением земельных участков на территориях, подверженных затоплению и подтоплению. Полагают, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, пунктам 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку зоны затопления, подтопления на земельных участках не установлены. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются права и законные интересы административных истцов на осуществление жилищного строительства на принадлежащих им земельных участках.
Представитель административных истцов по доверенности Корноухов Е.Ю. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица: Администрация и Глава сельского поселения Курумоч, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, Администрация сельского поселения Курумоч и министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представили письменные отзывы.
Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные административными истцами требования следует удовлетворить.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № расположены в подзоне Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м» зоны Ж1 ( зона застройки индивидуальными жилыми домами ).
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж1 установлена подзона Ж1* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению пи подтоплению.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № расположены по адресу: <адрес>. Собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, № является Лукьянов В.Г., земельного участка с кадастровым номером № –Искандаров И.Х., земельного участка с кадастровым номером №–Степанов А.Н., земельного участка с кадастровым номером №–Мишин С.А., земельного участка с кадастровым номером №- Гумеров Р.Х., земельного участка с кадастровым номером № -Гумерова М.Н., земельного участка с кадастровым номером №- Гумерова Л.Ф., земельного участка с кадастровым номером № -Гумеров М.Х.
Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно представленным в суд выпискам в Едином государственном реестре недвижимости в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № отсутствуют сведения о зонах подтоплении (затопления).
Выполнение работ по подготовке предложений по определению границ затопления и подтопления на территории Самарской области осуществляет министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сообщило, что на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области составлен график установления зон затопления, подтопления. В настоящее время выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи испрашиваемых земельных участков не предусмотрено.
Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского Бассейнового Водного управления сообщило, что по сведениям на 5.10.2020 года в отдел не поступало разработанных министерством предложений по определению границ зон затопления, подтопления на территории Волжского района Самарской области.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что зоны затопления, подтопления в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, № противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года ( пунктам 3, 5), и нарушает права административных истцов на жилищное строительство на принадлежащих им земельных участках.
В связи с изложенным требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 107/47 ░ ░░░░░░░░ ░░ 18.02.2021 № 31/10 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, №, №, №, №, №, №, №, № ░░░░░░░ ░1* ░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ - 0 ░» ░ ░░░░ ░1 ( ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
.