Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2832/2023 ~ М-1383/2023 от 04.04.2023

Дело № 2-2832/2023

21RS0025-01-2023-001740-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                           город Чебоксары

Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кузнецовой А.В.,

при секретаре судебного заседания Лазаревой Н.М.,

с участием истца Ижогина Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ижогина Н.М. к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, установлении факта нахождения на иждивении, обязании назначить социальную пенсию по потере кормильца,

установил:

Истец Ижогин Н.М. обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к ответчику Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, установлении факта нахождения на иждивении, обязании назначить социальную пенсию по потере кормильца. Исковые требования мотивированы тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии истцу отказано в назначении пенсии по потере кормильца в связи со смертью отца ФИО4, поскольку не подтвержден факт нахождения на иждивении на день смерти кормильца, на дату смерти ФИО4, не работал. Считает данный отказ незаконным. ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО4 Отец с рождения содержал истца и его брата наравне с матерью, покупал вещи, передавал или перечислял деньги, хотя в браке они не состояли. С 2021 года после окончания общеобразовательного учреждения в <адрес> Республики истец проживал вместе с отцом и бабушку по отцу - ФИО1 в <адрес>. С 2021 года он является студентом очной формы обучения ГАПОУ ЧР «Межрегиональный центр компетенций - Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования и молодежной политики Чувашской Республики. После переезда отец продолжал его содержать, так как истец не работает, собственных доходов не имеет. Мать не имеет возможности его содержать, поскольку у неё еще двое несовершеннолетних детей, себя признана малоимущей. Просит установить факт нахождения на иждивении ФИО4, признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика назначить социальную пенсию по потере кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Ижогин Н.М. исковые требования с учетом уточнений поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в судебное заседание не явился, от представителя Владимировой Л.А. поступил отзыв на исковое заявление, в котором она просит отказать в удовлетворении иска.

Выслушав истца, пояснения свидетелей ФИО2, ФИО1, ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно пп. 4 пункта 1 статьи 5, пп. 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в соответствии с настоящим Федеральным законом назначается, в том числе пенсия по случаю потери кормильца, право на которую имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

Статьей 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях".

К указанным лицам относятся, в том числе дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.

К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. N 36-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. N 1071-О-О).

Таким образом, дети умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет и обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, если они после достижения совершеннолетия продолжали находиться на иждивении родителей, то есть оставались на их полном содержании или получали от них такую помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ижогин Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения приходится сыном ФИО4 умершему ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14). На момент смерти отца истец достиг совершеннолетия, проживал с ним и его матерью (бабушкой истца) совместно, в настоящее время проживает по тому же адресу с бабушкой ФИО1, что подтверждается справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время Ижогин Н.М. обучается в ГАПОУ ЧР «Межрегиональный центр компетенций - Чебоксарский электромеханический колледж» Минобразования и молодежной политики Чувашской Республики на 3 курсе дневного отделения очной формы обучения, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ Ижогин Н.М. обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку отец ФИО4 на дату смерти не работал, что исключает возможность постоянного систематического доход, свидетельствующего о нахождении сына на полном содержании отца и получении от него помощи, являющейся постоянным и основным источником средств к существованию. Право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца отсутствует, поскольку не подтвержден факт нахождения на иждивении на день смерти кормильца.

Из пояснений истца и свидетелей ФИО2 - матери истца, ФИО1 - бабушки истца, ФИО3 - друга ФИО4, следует, что после ФИО4, работал неофициально на стройке, перед смертью - таксистом, полностью обеспечивал сына, который был зарегистрирован и проживал с ним по одному адресу. Таким образом, на момент смерти ФИО4 Ижогин Н.М. находился на его иждивении.

Давая оценку показаниям свидетелей, суд исходит из того, что они не противоречат друг другу, согласуются между собой и объяснениями истца, в связи с чем, принимает их как объективные и достоверные.

Законодателем не установлен обязательный критерий об осуществлении трудовой деятельности до момента смерти, в качестве единственного основания для установления пенсии по случаю потери кормильца.

Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в том числе показания допрошенных в судебном заседании свидетелей, суд приходит к выводуо том, что факт нахождения истца, достигшего совершеннолетия, на иждивении отца нашел свое подтверждение, поскольку истец не работет, самостоятельных доходов не имеет, каких-либо выплат, пособий, стипендий не получает, получал от отца материальную помощь, которая составляла основнуючасть семейного бюджета и являлась для него постоянным и основным источником средств существования.

Кроме того, в силу части 4.1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (введена Федеральным законом от введена Федеральным законом от 1 мая 2022 года N 136-ФЗ, вступила в силу с 1 июня 2022 года) предполагается и не требует доказательств иждивение детей умершего кормильца, достигших возраста 18 лет, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при условии, что на день смерти кормильца они не осуществляли работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При установленных обстоятельствах, суд считает заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца - незаконным.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст.22 указанного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Как следует из пункта 3 части 5 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Таким образом, требование истца о возложении обязанности на ответчика назначить социальную пенсию по потере кормильца с даты смерти отца - с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Установить факт нахождения Ижогина Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Признать решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии назначить Ижогину Н.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ), страховую пенсию по случаю потери кормильца ФИО4 в соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья     А.В. Кузнецова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-2832/2023 ~ М-1383/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ижогин Никита Максимович
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии
Другие
Чуварова Татьяна Александровна
Ижогина Светлана Анатольевна
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Кузнецова А.В.
Дело на странице суда
moskovsky--chv.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2023Дело оформлено
21.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее