Дело № 2-167/2020
24RS0009-01-2020-000184-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Большой Улуй, Красноярский край
Революции улица, д.11 3 августа 2020 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
с участием истца заместителя прокурора Большеулуйского района Красноярского края Селянской Т.В.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Российской Федерации к Поляков Н.Н. о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском к ответчику Поляков Н.Н. о возмещении ущерба. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице Краевого государственного бюджетного учреждения «Большеулуйское лесничество» и ответчиком заключен договор № купли-продажи лесных насаждений, расположенных на территории края в Большеулуйском районе Красноярского края КГБУ «Большеулуйское лесничество» Большеулуйского участкового лесничества, колхоз «Советская Сибирь», <адрес> Лесные насаждения предоставлены на цели отопления жилого помещения. Срок действия договора истекает ДД.ММ.ГГГГ. При проведении осмотра мест рубок должностными лицами КГБУ «Большеулуйское лесничество» установлено, что в указанном месте при осуществлении заготовки древесины ответчиком допущено нарушение требований лесного законодательства, он не произвёл очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,003 га. Неисполнение ответчиком требований лесного законодательства влечет неблагоприятные последствия для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Истец просит возложить на ответчика обязанность очистить лесосеку от порубочных остатков на площади 0,003 га в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Большеулуйского районного суда от 15 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены министерство лесного хозяйства Красноярского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Большеулуйское лесничество».
В судебном заседании заместитель прокурора Большеулуйского района Селянская Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Поляков Н.Н., третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, министерство лесного хозяйства Красноярского края, Краевое государственное бюджетное учреждение «Большеулуйское лесничество», о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие ответчика, в отсутствиетретьих лиц.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 58 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде
В соответствии со ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно п. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с подпунктом «к» п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года, Настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
При этом пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года предусматривает, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно п.п. «б» п.17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 года при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Согласно п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 607 от 20 мая 2017 года, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с ч.2 ст.4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с положениями ч.1 ст.83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 года № 374-п органом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор в Красноярском крае, определено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В настоящем судебном заседании установлено, что ответчик Поляков Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял заготовку древесины для личных нужд на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, одновременно с заготовкой древесины не выполнил мероприятия по очистке лесосеки, причинив ущерб лесному фонду РФ.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно договору купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ он заключён между продавцом министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице руководителя краевого государственного бюджетного учреждения «Большеулуйское лесничество» и покупателем Поляков Н.Н. По условиям договора продавец передаёт в собственность покупателю лесные насаждения на землях, находящихся в федеральной собственности для заготовки древесины для отопления жилого дома, жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенных на территории края (п.1) Местоположение лесных насаждений следующее: <адрес> (п.2). Вывоз древесины осуществляется одновременно с заготовкой в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.7). Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины в сроки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ путем укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки (п.8). Заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора, требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядком проведения лесосечных работ, утверждёнными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9) (л.д.11-15).
Согласно сообщению о результатах осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, проведен осмотр мест рубок <адрес> Большеулуйского участкового лесничества КГБУ «Большеулуйское лесничество», отведенной по договору купли-продажи лесных насаждений №, лесничим КГБУ «Большеулуйское лесничество» В.Ф.Гайковым на площади 0,003 га установлена неочистка мест рубок от порубочных остатков в виде ветвей, сучьев, макушечных частей деревьев (л.д.5-6). Изложенные в сообщении обстоятельства подтверждаются фототаблицей (л.д.9).
Согласно сообщению о нарушении требований лесного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) и схемы к нему (л.д.8) участковый лесничий КГБУ «Большеулуйское лесничество» Гайков В.Ф. в квартале <адрес> КГБУ «Большеулуйское лесничество» Большеулуйского участкового лесничества, эксплуатационные леса 2 группы, ДД.ММ.ГГГГ обнаружил нарушение Поляков Н.Н. требований лесного законодательства: невыполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с договором купли-продажи №.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил. Захламлением лесосек порубочными остатками лесному фонду причиняется вред, который заключается в том, что не создаются условия для его восстановления, ухудшается противопожарное и санитарное состояние лесов, чем нарушаются права граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доказательств тому, что ответчик надлежащим образом исполнил свои обязательства по очистке лесосеки от порубочных остатков способом, предусмотренным договором и действующим законодательством, ответчиком суду не представлено. Из представленной суду фототаблицы следует, что порубочные остатки лежат хаотично, признаков их укладки не усматривается.
Срок заготовки древесины истёк ДД.ММ.ГГГГ.
Иск подлежит удовлетворению.
Срок в 8 месяцев, в течение которого истец просит обязать ответчика произвести очистку лесосеки от порубочных остатков, является разумным и достаточным.
Истец на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
На основании статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера в интересах Российской Федерации для физических лиц составляет 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.
Поляков Н.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести очистку лесосеки в <адрес>
Взыскать с Поляков Н.Н. государственную пошлину в доход муниципального образования Большеулуйский район Красноярского края в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Большеулуйский районный суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 3 августа 2020 года.
Судья: