УИД 12RS0002-01-2021-003237-53
Дело № 5-84/2021
Постановление
по делу об административном правонарушении
г. Звенигово 28 февраля 2022 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» Иванова Ю. В., 11, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года 23 декабря 2021 года в период времени с 13 часов до 14 часов установлено, что директором филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» Ивановым Ю.В. нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а именно не исполнен п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Республики Марий Эл ФИО1 №2 от 11 октября 2021 года «О внесении изменений в постановление главного государственного санитарного врача Республики Марий Эл от 22 июля 2021 года №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», у 34 работников филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» не организованы и не проведены профилактические прививки в срок до 01 ноября 2021 года первым компонентом, в срок до 01 декабря 2021 года – вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), которые прошли государственную регистрацию в Российской Федерации.
Указанные действия Иванова Ю.В. главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл в Волжском районе ФИО2 квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
По мнению должностного лица, вина директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» Иванова Ю.В. в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ от 24 декабря 2021 года; приказом о приеме на работу №к от 03 апреля 2015 года, согласно которому Иванов Ю.В. принят на должность директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» с 06 апреля 2015 года, должностной инструкцией директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети».
В судебном заседании Иванов Ю.В. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что в виду начала отопительного сезона 2021-2022 годов и необходимости выполнения отстраненными работниками своих обязанностей на режимных объектах – котельных Звениговского и Волжского районов, приказ об отстранении работников был временно отменен, в связи с чем просил прекратить дело по п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и признать его действия, как совершенные в состоянии крайней необходимости.
Защитник Иванова Ю.В. – Семенова С.М., поддержала доводы Иванова Ю.В. в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного органа - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в Волжском районе, ФИО2 пояснил, что вина Иванова Ю.В. в совершени административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в собранных материалах дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон N 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий предусмотрена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Коронавирусная инфекция (219-nCov) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №1307н, профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года №47н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года №125н» к приоритету 2-го уровня относят взрослых, работающих по отдельным профессиям и должностям, работников организаций сферы предоставления услуг.
Филиал ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» относится к сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставляет услуги отопления и горячего водоснабжения населению.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Часть 3 статьи 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Согласно части 4 данной статьи неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Приказом № от 03 апреля 2015 года Иванов Ю.В. принят на работу в должность директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» с 06 апреля 2015 года.
Согласно должностной инструкции, утвержденной генеральным директором ООО «Марикоммунэнерго» 23 октября 2020 года, директор филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» осуществляет управление деятельностью филиала общества в соответствии с выделенными полномочиямии выделенными ресурсами, издает приказы и дает указания, обязательные для работников предприятия, осуществляет контроль за исполнением подсиненными ему работниками своих должностных обязанностей.
В подтверждение своей позиции о совершении правонарушения в состоянии крайней необходимости Ивановым Ю.В. в судебном заседании представлены следующие доказательства: сведения о сотрудниках филиала, отстраненных от выполнения трудовых обязанностей с 01 сентября 2021 года по 14 сентября 2021 года; приказы об отстранении работников филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» от работы без сохранения заработной платы с 01 сентября 2021 года до момента вакцинации в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО14, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25., ФИО26., ФИО27., ФИО28., ФИО29., ФИО30., ФИО31. от 31 августа 2021 года, ФИО32. от 06 сентября 2021 года; приказ № от 09 августа 2021 года об организации проведения профилактических прививок и приложение к нему; приказ № от 14 сентября 2021 года о внесении изменений в приказ от 09 августа 2021 года № об организации проведения профилактических прививок и приложение к нему; приказ № от 14 октября 2021 года о внесении изменений в приказ № от 09 августа 2021 года «Об организации проведения профилактических прививок» и лист ознакомления к нему.
В силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Как установлено в ходе рассмотрения дела приказом директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» Иванова Ю.В. на период с 01 по 14 сентября 2021 года был отстранен ряд сотрудников, не выполнивших добровольно требования, изложенные в постановлении Главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл № 1 от 22 июля 2021 года, а именно о вакцинации против новой коронавирусной инфекции в определенные постановлением сроки.
Вместе с тем, изложенный приказ Ивановым Ю.В. был в последующем отменен ввиду необходимости выполнения отстраненными работниками работ, которые по своему содержанию относились к обеспечению функционирования систем теплоснабжения двух районов Республики Марий Эл в осенне-зимний период 2021 года. Отстранение указанных работников от выполнения своих должностных обязанностей после 14 сентября 2021 года могло угрожать жизни и здоровью неограниченного круга лиц, проживающих на территории Звениговского и Волжского районов Республики Марий Эл, путем прекращения отопления жилых домов, и иными средствами, кроме допуска отстраненных работников к выполняемой ими работе, устранить указанную опасность не представлялось возможным.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку, как установлено в судебном заседании, Ивановым Ю.В. не было обеспечено выполнение в полном объеме требований постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл № 1 от 22 июля 2021 года в состоянии крайней необходимости, согласно ст. 2.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
постановил:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ в отношении директора филиала ООО «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» Иванова Ю. В. по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с действиями лица в состоянии крайней необходимости.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов