Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-760/2021 ~ М-761/2021 от 27.09.2021

Дело № 2-760/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Успенское                             «29» ноября 2021 года

Успенский районный судКраснодарского края в составе:

председательствующего судьиПушкарского М.Н.

при секретаре Григорян Ю.В.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Успенского района Трубицына В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искупрокурора Успенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Успенский водоканал» о признании незаконным бездействия (в порядке ст. 45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

ВУспенский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением обратился прокурор Успенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Успенский водоканал» о признании незаконным бездействия (в порядке ст. 45 ГПК РФ).

Иск мотивирован тем, что прокуратурой района в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в деятельности муниципального унитарного предприятия «Успенский водоканал» (далее - МУП «Успенский водоканал»).

В ходе ранее проведенной проверки установлено, что МУП «Успенский водоканал» осуществляет отопление помещений с помощью отопительных газовых котлов, которые являются источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В нарушение закона МУП «Успенский водоканал» не выполнило обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В этой связи, прокуратурой района 17.09.2020 в адрес директора МУП «Успенский водоканал» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято решение об удовлетворении требований прокурора и разработке необходимой документации.

Однако, МУП «Успенский водоканал» не принято надлежащих мер направленных на устранение выявленных нарушений закона, категория объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду на основании соответствующей заявки о постановке на государственный учет не присвоена.

Согласно сведениям, представленным ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» МУП «Успенский водоканал» на основании договора № 25-4-00226/20 от 25.12.2019 и договора № 25-4-00167/21 от 16.11.2020 в период с 01.09.2020 по 28.02.2021 потреблено 34,367 тонн/м3 газа, эксплуатируемое газовое оборудование: КОВ 50-1 шт., АОГВ-17,4 - 1 шт., Лемакс 30-2 шт., Дон-100 - 1 шт.

Таким образом, при эксплуатации газового оборудования МУП «Успенский водоканал», являющегося источником выброса загрязняющих веществ, не исполнена обязанность по подаче заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Указанное нарушение влечет невозможность осуществления государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в целях получения достоверной информации, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также планирования осуществления государственного экологического надзора, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие МУП «Успенский водоканал», выразившееся в непринятии мер, направленных на подачу заявки в установленной законом форме и порядке о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Обязать МУП «Успенский водоканал» подать заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федера-ции федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной законом форме и порядке.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Успенского района Трубицын В.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель третьего лица – Южного Межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель третьего лица – администрации МО Успенский район в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой района в ходе проведения плановой проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в деятельности муниципального унитарного предприятия «Успенский водоканал» (далее - МУП «Успенский водоканал»).

В ходе ранее проведенной проверки установлено, что МУП «Успенский водоканал» осуществляет отопление помещений с помощью отопительных газовых котлов, которые являются источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д. 7-11).

Прокуратурой района 17.09.2020 в адрес директора МУП «Успенский водоканал» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято решение об удовлетворении требований прокурора и разработке необходимой документации (л.д. 12-16).

Согласно сведениям, представленным ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» МУП «Успенский водоканал» на основании договора № 25-4-00226/20 от 25.12.2019 и договора № 25-4-00167/21 от 16.11.2020 в период с 01.09.2020 по 28.02.2021 потреблено 34,367 тонн/м3 газа, эксплуатируемое газовое оборудование: КОВ 50 - 1 шт., АОГВ-17,4 - 1 шт., Лемакс 30 - 2 шт., Дон-100 - 1 шт. (л.д. 24).

Согласно письму и.о. директора МУП «Успенский водоканал» Кутняшенко В.А. от 25.10.2021 № 2388 в Росприроднадзор по Краснодарскому краю и Республике Адыгея направлены четыре заявки от 19.10.2021 №№ 5179362, 5171845, 5191675, 5195870 о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 48-93).

Однако в материалах дела отсутствуют письменные доказательства о получении данных заявок уполномоченным органом и отсутствуют сведения о постановке нагосударственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Так, негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) установлено, что источник выброса - это сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Вместе с тем, загрязняющим веществом является химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду регламентированы ч. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ.

Вместе с тем, критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (Далее - Постановление Правительства РФ № 2398).

В силу ч. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с разделом IV постановления Правительства РФ № 2398 критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев: отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 8, 9 постановления Правительства № 2398); отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Кроме того, к критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории являются осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пп. 2 п. 7 постановления Правительства № 2398.

Таким образом, при эксплуатации газового оборудования МУП «Успенский водоканал», являющегося источником выброса загрязняющих веществ, не исполнена обязанность по подаче заявки о постановке на госу-дарственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окру-жающую среду. Указанное нарушение влечет невозможность осуществления государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в целях получения достоверной информации, определе-ния областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также планирования осу-ществления государственного экологического надзора, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окру-жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В силу ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе:

1)    презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

2)    обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

3)    обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни,здоровью и. имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

4)    обязательности участия в деятельности по охране окружающей средыорганов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;

5)    запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

6)    соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

7)    обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что исковые требования прокурора законны, обоснованы, следовательно, они подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░. 45 ░░░ ░░)– ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 03.12.2021.

        ░░░░░

        ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-760/2021 ~ М-761/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Успенского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МУП "Успенский водоканал"
Другие
Южное межрегиональное управление ФС по надзору в сфере природопользования
Администрация МО Успенский район
Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Суд
Успенский районный суд Краснодарского края
Судья
Пушкарский М.Н.
Дело на сайте суда
uspensky--krd.sudrf.ru
27.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2021Передача материалов судье
01.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2021Подготовка дела (собеседование)
27.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
03.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее