Дело № 2-277/2023
45RS0009-01-2023-000177-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Колупаевой С.В.,
с участием помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Кравченко О.С., представителя ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области Анциферовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Куртамыше 11 апреля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, обязанности принять меры по постановке на учет водопроводной трассы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с иском к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области с требованиями признать бездействие по принятию мер по постановке на учет водопроводных трасс: протяженностью 1651м., расположенную в г.Куртамыше от скважины № 11 по ул. Строителей, 15А; протяженностью 11762м., расположенную в г.Куртамыше от скважины № 1 по ул. Весенняя, 10А, скважины № 2 по ул. Весенняя, 10Б, скважины № 3 по ул. Весенняя, 58А; протяженностью 784м, расположенную в г.Куртамыше от водопроводного распределительного колодца ВК-30, вблизи жилого дома № 116 по ул. 22 Партсъезда до водопроводного распределительного колодца ВК-6, вблизи дома № 47А ул. Мичурина; обязанности принять меры по постановке на учет данных водопроводных трасс.
Прокурор мотивировал свои требования тем, что проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлен факт непринятия мер по постановке на учет бесхозяйного имущества –водопровода, посредством которого осуществляется водоснабжение жилых домов по ул. Строителей, Весенняя, Мичурина, 22 Партсъезда. В связи с бесхозяйностью данного имущества мероприятия по поддержанию объектов недвижимости в безопасном состоянии для жизни людей, окружающей среды и имущества, в том числе и работы по предотвращению аварий не осуществляются, регулярные обследования не проводятся, контроль за техническим состоянием не обеспечивается, что может повлечь аварию на объектах водоснабжения и возникновения чрезвычайных ситуаций.
Представитель истца помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Кравченко О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснения дала в соответствии с иском.
Представитель ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области Анциферова Г.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что бездействия Администрации по принятию мер по постановке на учет водопроводных трасс не было, т.к. они распоряжением Главы округа после образования МКП «Водоканал» были сразу переданы этому предприятию. Работу по постановке на кадастровый учет объектов в качестве бесхозяйных проводит отдел экономики Администрации МО, которые в настоящее время уже подали заявку на оказание услуг в области кадастровой деятельности. С требованиями о постановке данных трасс на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества в регистрирующем органе согласна.
Представитель третьего лица МКП «Водоканал» в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что решение вопроса по иску оставляет на усмотрение суда.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, прокурора, изучив письменные материалы дела, пришел к следующему.
Частью 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статья ст. 7 данного Федерального закона закрепляет принцип планомерности и заблаговременности проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.23 ч. 1 ст. 14, п.п.4,8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Главы Куртамышского муниципального округа от 07.11.2022 № 66-р внесены изменения в распоряжение Главы Куртамышского муниципального округа от 25.02.2022 № 15-р «О закреплении за МКП «Водоканал» бесхозяйных сооружений по водоснабжению и водоотведению», в Перечне к которому имеются все указанные выше водопроводные трассы.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ, организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Требования прокурора, предъявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц, согласуются с положениями части 1 статьи 45 ГПК РФ, поскольку направлены на защиту прав неопределенного круга лиц от возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийной работой объектов водоотведения.
Суд не считает, что ответчиком допущено бездействие по принятию мер по постановке на учет водопроводных трасс, т.к., согласно Уставу МКП «Водоканал» предприятие создано постановлением Администрации Куртамышского муниципального округа от 27.01.2022 №19, распоряжениями Главы Куртамышского муниципального округа от 25.02.2022 № 15-р, от 07.11.2022 № 66-р вышеназванные трассы закреплены за предприятием.
Отделом экономики проводится работа по постановке на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных данных объектов, лимиты бюджетных обязательств для выполнения кадастровых работ доведены в полном объеме, получены коммерческие предложения о стоимости выполнения этих работ, документы для проведения аукциона направлены в уполномоченный орган – ГКУ «Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области».
Таким образом, ответчиком приняты необходимые и возможные меры по устранению нарушений законодательства, поэтому суд отказывает в исковых требованиях о признании незаконным бездействия Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области по принятию мер по постановке на учет водопроводных трасс.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ 1651░ ░░ ░░░░░░░░ № 11 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░, 15░; ░░░░░░░░░░░░░░ 11762░ ░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░ ░░. ░░░░░░░░, 10░, ░░░░░░░░ № 2 ░░ ░░. ░░░░░░░░, 10░, ░░░░░░░░ № 3 ░░ ░░. ░░░░░░░░, 58░; ░░░░░░░░░░░░░░ 784░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░-30, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № 116 ░░ ░░. 22 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░-6, ░░░░░░ ░░░░ № 47░ ░░. ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░