№ 2-446/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2022 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Арзамасцевой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Пласта Челябинской области к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности привести дорогу в соответствии с проектом организации дорожного движения,
установил:
Прокурор г. Пласта Челябинской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности привести в соответствии с проектом автомобильную дорогу, протяжённостью 263 метра, идентификационный №, расположенную на <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Пласта проведена проверка соответствия нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования местного значения Пластовского городского поселения. По результатам установлено, что постановлением главы Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Пластовского городского поселения. Согласно п. 106 указанного перечня на территории <адрес> расположена автомобильная дорога протяжённостью 263 метра, идентификационный №, по которому имеется актуальный проект организации дорожного движения, вместе с тем установлено, что указанная дорога в соответствии с проектом не приведена. Неисполнение администрацией своих обязанностей может повлечь за собой нарушение прав неопределённого круга лиц на общественные отношения, возникающие в процессе организации дорого движения.
Истец прокурор – заместитель прокурора г. Пласта Челябинской области Сакенбаева А.Б. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика администрации Пластовского муниципального района Челябинской области – Перфильева А.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание все фактические обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания ст. ст. 1 и 2 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» следует, что задачами в сфере безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно -транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно -транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. К числу участников дорожного движения закон относит лиц, принимающих непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Судом установлено, что заместителем прокурора города Сакенбаевым А.Б. с участие начальника отдела благоустройства и дорожного хозяйства ФИО4 проведена проверка соответствия нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования местного значения Пластовского городского поселения.
Постановлением главы Пластовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Пластовского городского поселения.
Согласно п. 106 указанного перечня на территории <адрес> расположена автомобильная дорога протяжённостью 263 метра, идентификационный №. Вместе с тем указанная дорога в соответствии с проектом организации дорожного движения не приведена.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 13, 34 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, возложены на органы местного самоуправления.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ ) документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (ч. 1). В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (ч. 4)
Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного ч. 12 настоящей статьи.
Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения.
Пунктом 8 ст. 31 Устава Пластовского муниципального района регламентировано, что администрация осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Таким образом, поскольку Администрация Пластовского муниципального района Челябинской области является компетентным органом в чьи обязанности входит организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, автомобильная дорога, протяжённостью 263 метра, идентификационный №, расположенную на <адрес> <адрес>, в соответствии с проектом организации дорожного движения не приведена, указанное ответчиком по существу не оспаривается, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей по содержанию дорог местного значения, что влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.
При таких обстоятельствах, следует иск прокурора удовлетворить в полном объёме, надлежит обязать ответчика привести в соответствии с проектом автомобильную дорогу, протяжённостью 263 метра, идентификационный №, расположенную на <адрес> <адрес>.
На основании ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых работ, пояснений истца и ответчика, суд считает разумным установить срок для выполнения возложенных на ответчика обязанностей – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прокурора г. Пласта Челябинской области к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области привести в соответствии с проектом организации дорожного движения автомобильную дорогу, протяжённостью 263 метра, идентификационный №, расположенную на <адрес>, в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Петров А.С.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 сентября 2022 года.