РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 07 февраля 2023 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Хархановой М.В., при секретаре Таряшиновой Б.З., с участием помощника прокурора Тункинского района РБ Шестаковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тункинского района РБ к ГБУЗ «Тункинская центральная районная больница» об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тункинского района РБ обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц маломобильных групп населения к ГБУЗ «Тункинская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ «Тункинская ЦРБ») просил обязать устранить нарушение федерального законодательства о социальной защите инвалидов, установив пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на входе в ФАП у. Нуган, ФАП с. Гужиры.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Тункинского района РБ проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения. В ходе проведенной проверки установлено, что вход в фельдшерско-акушерский пункт у. Нуган (далее - ФАП у. Нуган), расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, <адрес>, фельдшерско-акушерский пункт с. Гужиры (далее - ФАП с. Гужиры), расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, <адрес>, в нарушение требований действующего законодательства не оборудован пандусом. Главному врачу ГБУЗ «Тункинская ЦРБ» внесены представления. Согласно информации главного врача ГБУЗ «Тункинская ЦРБ» от 02.08.2022 № 755, установка пандуса на входе ФАП у. Нуган будет произведена в течение 3 квартала 2022 года, от 07.12.2022 № 979, установка пандуса на входе ФАП с. Гужиры будет произведена в срок до 12.12.2022 года. По состоянию на 16.01.2023 года пандусы в указанных ФАП не установлены. Отсутствие на входе ФАП у. Нуган, ФАП с. Гужиры специального приспособления, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц маломобильных групп населения.
Помощник прокурора в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявления.
И.о. главного врача ГБУЗ «Тункинская ЦРБ» З. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, согласно которому просит рассмотреть иск прокурора в ее отсутствие, с исковыми требованиями согласна, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом РФ от 03.05.2012 № 46-ФЗ, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 указанного закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статьей 12 Закона Республики Бурятия от 10.11.2010 № 1734-4 «О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия» определены объекты, подлежащие оснащению приспособлениями для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, к которым, в том числе относятся объекты здравоохранения.
В целях реализации Федерального закона № 181-ФЗ, Федерального закона № 384-ФЗ приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр утвержден Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2016), которым регламентированы основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Пунктом 5.1.13 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокурором Тункинского района РБ проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения в ГБУЗ «Тункинская ЦРБ» по результатам которой выявлены нарушения законодательства.
Согласно п. 8.6. Устава ГБУЗ «Тункинская ЦРБ» имеет структурные подразделения, к которым относятся врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, всего Учреждение имеет 24 таких структурных подразделений.
При этом, в ходе проведенной 22.06.2022 года проверки установлено, что вход в ФАП у. Нуган, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, <адрес>, в нарушение требований действующего законодательства не оборудован пандусом.
По результатам проверки главному врачу ГБУЗ «Тункинская центральная районная больница» внесено представление.
Согласно информации главного врача ГБУЗ «Тункинская центральная районная больница» от 02.08.2022 года №755 установка пандуса на входе ФАП у. Нуган будет произведена в течение 3 квартала 2022 года.
По состоянию на 16.01.2023 года пандус не установлен.
В ходе проведенной 03.10.2022 года проверки установлено, что вход в ФАП с. Гужиры, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, <адрес>, в нарушение требований действующего законодательства не оборудован пандусом.
По результатам проверки главному врачу ГБУЗ «Тункинская центральная районная больница» внесено представление.
Согласно информации главного врача ГБУЗ «Тункинская центральная районная больница» от 07.12.2022 года №979 установка пандуса на входе ФАП с. Гужиры будет произведена в срок до 12.12.2022 года.
По состоянию на 16.01.2023 года пандус не установлен.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что отсутствие на входе ФАП у. Нуган, ФАП с. Гужиры специального приспособления, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц маломобильных групп населения.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению исковые требования прокурора Тункинского района РБ к ГБУЗ «Тункинская ЦРБ» об обязании установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в ФАП у. Нуган, ФАП с. Гужиры Тункинского района РБ.
Учитывая, что выявленные нарушения требований законодательства на момент рассмотрения дела судом не устранены ответчиком, доказательств обратного ответчиком не представлено, суд усматривает о наличии оснований для возложения такой обязанности на ответчика в судебном порядке.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и избранный способ защиты гражданских прав не противоречит требованиям статьи 45 ГПК Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тункинского района РБ удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тункинская центральная районная больница» устранить нарушение федерального законодательства о социальной защите инвалидов, установив пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на входе в:
фельдшерско-акушерский пункт у. Нуган, местонахождение: <адрес>;
фельдшерско-акушерский пункт с. Гужиры, местонахождение: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Тункинский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2023 года.
Судья М.В. Харханова