УИД 59RS0011-01-2023-005422-26
Судья Корякин М.В.
Дело № 72-20/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 17 января 2024 г. в г. Перми жалобу Колмакова Владимира Викторовича на постановление государственного инспектора территориального отдела главного государственного автодорожного надзора по Пермскому краю ТУ Ространснадзора по ПФО от 13 сентября 2023 г., решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колмакова Владимира Викторовича
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора территориального отдела главного государственного автодорожного надзора по Пермскому краю МТУ Ространснадзора по ПФО № ** от 13 сентября 2023 г. Колмаков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2023 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Колмакова В.В., указанное постановление по делу об административном правонарушении изменено в части назначенного административного наказания, снижен размер административного штрафа до 175000 рублей, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, Колмаков В.В. просит об отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи городского суда и прекращении производства по делу, либо принятии по делу нового решения об изменении постановления по делу об административном правонарушении и переквалификации на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в пределах санкции в отношении водителя. Либо прекращении производства в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде Колмаков В.В., извещенный надлежаще, участия не принимал.
Защитник Васильева В.А. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 г. (далее по тексту - ПДД РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пунктом 23.5 ПДД РФ установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г.) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном этим законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г.).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г. движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 2200 от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее по тексту - Правила перевозок грузов), приложением № 3 которых установлены предельно допустимые нагрузки на ось транспортного средства.
Согласно пункта 6 Правил перевозок грузов, тяжеловесным транспортным средством признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
В соответствии с частью 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено к административной ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2 настоящего Кодекса), административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из постановления по делу об административном правонарушении № ** от 13 сентября 2023 г. следует, что основанием для привлечения Колмакова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили следующие обстоятельства: 29 августа 2023 г. в 14:01:30 на 291 км. + 300 м. автодороги "Кунгур-Соликамск" Пермский край водитель транспортного средства марки "КАМАЗ-53215", государственный регистрационный знак **, собственником которого является Колмаков В.В., двигался с превышением предельно допустимого показателя общей массы транспортного средства на 0,42 т. (1,69 %), превышением предельно допустимого показателя осевых нагрузок транспортного средства на 2,341 т. (29.26 %), без специального разрешения, чем нарушил часть 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 г., Правила перевозок грузов.
Также в постановлении должностным лицом административного органа приведена сравнительная таблица допустимой нагрузки на оси и фактическая нагрузка на оси транспортного средства с учетом погрешности с указанием процента превышения нагрузок.
Снизив размер назначенного административного штрафа и оставляя постановление о привлечении Колмакова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без изменения в остальной части, судья городского суда исходил из наличия в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения и доказанности его вины.
Судья краевого суда не находит оснований согласиться с решением судьи городского суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
К событию административного правонарушения относится объективная сторона вменяемого правонарушения, квалифицирующие признаки которой должны быть описаны в постановлении (решении), как обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении указанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены не были.
Судья городского суда, рассматривая жалобу привлекаемого лица указал, что правонарушение, за которое Колмаков В.В. привлечен к административной ответственности, выразилось в том, что 29 августа 2023 г. в 14:01:30 час. на 291 км. 300 м. автодороги "Кунгур-Соликамск" водитель, управляя тяжеловесным одиночным транспортным средством марки "КАМАЗ 53215", государственный регистрационный знак **, собственником которого является Колмаков В.В., двигался с превышением, установленной приложением № 3 к Правилам перевозок грузов, допустимой массы тяжеловесного транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов (на 29,26 %), без специального разрешения.
Вместе с тем судьей городского суда не принято во внимание, что объективная сторона административного правонарушениях, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют несколько самостоятельных составов правонарушений, в том числе выразившихся в движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения. Таким образом, диспозиция приведенной нормы предусматривает движение транспортного средства с превышением определенных в ней параметров габаритов, массы транспортного средства или нагрузки на ось.
Движение с превышением допустимой массы тяжеловесного транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов (на 29,26 %), без специального разрешения постановлением № ** от 13 сентября 2023 г. Колмакову В.В. не вменялось.
Событие административного правонарушения, согласно постановлению № ** от 13 сентября 2023 г., состояло в ином, а именно в осуществлении перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением предельно допустимых показателей осевых нагрузок транспортного средства на 2,341 т. (29,26 %).
Судья городского суда, ссылаясь, в том числе на акт № 26 от 4 сентября 2023 г., пришел к выводу о движении транспортного средства с превышением, установленной приложением № 3 к Правилам перевозок грузов, допустимой массы тяжеловесного транспортного средства на величину более 20 процентов (на 29,26 %) без специального разрешения.
Учитывая содержание постановления № ** от 13 сентября 2023 г., вывод судьи городского суда о превышении массы транспортного средства не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Вместе с тем, предметом оценки судьи городского суда факт перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением предельно допустимых показателей осевых нагрузок транспортного средства не являлся.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пределах объема вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного правонарушения, расширение которого недопустимо и ухудшает положение этого лица.
Судья городского суда, сформулировав в решении по делу об административном правонарушении событие административного правонарушения иным образом, чем изложено в постановлении должностным лицом административного органа, вышел за рамки вмененного в вину Колмакову В.В. административного правонарушения, при этом мотивов принятому решению в судебном акте не привел. Обстоятельств, вследствие которых событие вмененного административного правонарушения в решении описано иначе, судья городского суда не изложил.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей Березниковского городского суда Пермского края при принятии решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении требования перечисленных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выполнены. Вынесенное судьей городского суда решение указанным требованиям не соответствует.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет отмену решения судьи городского суда с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье городского суда следует учесть изложенное выше, правильно установить событие вмененного административного правонарушения, фактические обстоятельства дела, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, оценить их в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом доводов жалобы, поданной в краевой суд и приведенных защитником в письменной правовой позиции, в случае необходимости исследовать иные доказательства (пункт 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), выполнить требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принять законное и обоснованное решение, соответствующее требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая основания отмены решения судьи городского суда, доводы жалобы Колмакова В.В. подлежат оценке при новом рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 24 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Колмакова Владимира Викторовича отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Березниковский городской суд Пермского края на новое рассмотрение.
Судья: подпись.