Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-8940/2021 от 12.07.2021

Судья: Пименова Е.В.                                                                          Гр. дело № 33-8940/2021

                                                                  Номер дела в суде 1 инстанции № 2-1464/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара                                                                                                     10 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Черкуновой Л.В.,

судей - Ивановой Е.Н., Неугодникове В.Н.,

при секретаре - Неклокове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Челноковой С.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 19 апреля 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Челноковой С.В. к ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) об установлении досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В.,        судебная коллегия

установила:

Челнокова С.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда в Железнодорожном районе г.о. Самары (межрайонное) (далее - ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) о признании за ней права на назначении страховой пенсии по старости и обязании ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, период: с 08 апреля 1986 по 31 июля 1987 – время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В обоснование заявленных требований Челнокова С.В. указала, что 28 декабря 2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с наличием у нее требуемого страхового стажа не менее 37 лет.

Решением ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное) от 28 января 2021 г. Челноковой С.В. в назначении страховой пенсии по старости отказано, в страховой стаж Челноковой С.В. для установления страховой пенсии по старости не включены следующие периоды: нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 апреля 1986 года по 31 июля 1987 года; нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года, с 27 августа 2014 года по 26 сентября 2014 года, 31 октября 2016 года.

Согласно данному решению причиной отказа в назначении страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ явилось отсутствие требуемого страхового стажа не менее 37 лет, а в назначении страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ - отсутствие требуемого пенсионного возраста.

Челнокова С.В. считает данные основания для отказа в назначении страховой пенсии по старости незаконными, так как период ее нахождения в отпуске за ребенком до 1,5 лет с 08 апреля 1986 года по 31 июля 1987 года подлежит включению в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости на основании ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ. Кроме того, в соответствие с разъяснениями, изложенными в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", учитывая, что период нахождения Челноковой С.В. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, на основании ч. 1.2. ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ истец считает, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Челнокова С.В. обратилась в суд с требованиями признать за ней право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары (межрайонное) включить в ее страховой стаж, требуемый для назначения такой пенсии, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 апреля 1986 по 31 июля 1987, назначить пенсию с даты обращения за ней с 28 декабря 2020 г.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Челнокова С.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 08 апреля 1986 года по 31 июля 1987 года. Истец ссылается на то, что на основании ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ указанный период включается в страховой стаж. Соответственно, на основании ч. 1.2. ст. 8 данного закона истец имеет право на назначение страховой пенсии по старости. Пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 в настоящее время продолжает действовать, однако суд, вынося решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, не принял его во внимание, хотя на его применении строились основные доводы истца.

В возражениях на жалобу ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное) указывает на то, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют, выводы суда являются правильными. С 01 января 2005 правоотношения, связанные с установлением страховых пенсий в РФ, регулируются Федеральным законом № 400-ФЗ, Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными Приказом Минтруда от 17 ноября 2013 № 884н, Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014№ 1015. Из положений ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа на основании ч. 1.2. ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими 1,5 лет к таковым не относится. Поскольку без учета спорного периода стаж истца на дату обращения составляет менее 37 лет, право на назначение страховой пенсии по старости у истца отсутствует. Ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ в рассматриваемом случае не применяется.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Зинченко Р.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное) не явился, извещен.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главной 39 ГПК РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ). Частями 1 и 2 статьи 8 данного закона было установлено, что по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при этом страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, до 60 лет у женщин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.

В статью 8 Федерального закона N 400-ФЗ введена новая часть 1.2, согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статье 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2. статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренной частью 1 статьи 11 данного Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.

Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из указанных правовых норм прямо следует, что в целях определения права на страховую пенсию по старости по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж подлежит включению лишь период работы и иной деятельности, предусмотренный статьей 11 данного Федерального закона, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона.

Возможность применения при исчислении указанного страхового стажа законодательства, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а, соответственно, возможность зачета данного периода при исчислении страхового стажа по части 1.2. статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ данным Федеральным законом не предусмотрена.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалам дела, 28 декабря 2020 Челнокова С.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное) от 28 января 2021 г. Челноковой С.В. в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ отказано, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 37 лет, а в назначении страховой пенсии по ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ – в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста.

В страховой стаж заявителя для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ включены следующие периоды работы: с 28 июля 1982 по 30 августа 1982, с 15 августа 1983 по 05 июня 1984, с 01 сентября 1984 по 07 апреля 1986, с 06 августа 1987 по 01 апреля 1991, с 02 апреля 1991 по 20 декабря 2003, с 01 января 2004 по 26 августа 2014, с 27 сентября 2014 по 30 октября 2014, с 01 ноября 2016 по 27 ноября 2016, с 03 декабря 2016 по 27 декабря 2020.

Не включены следующие периоды: нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 08 апреля 1986 года по 31 июля 1987 года; нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с 21 декабря 2003 года по 31 декабря 2003 года, с 27 августа 2014 года по 26 сентября 2014 года, 31 октября 2016 года.

Страховой стаж работы Челноковой С.В. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2. ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 35 лет 09 месяцев 08 дней. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ Челноковой С.В. право на страховую пенсию по старости будет предоставлено с 14 мая 2022 по достижении возраста 56 лет 6 месяцев.

Аналогичные основания к отказу в назначении пенсии содержит решение ГУ - УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное) от 11 декабря 2020 г.

Материалами дела установлено и не оспаривается истцом, что в период с 08 апреля 1986 года по 31 июля 1987 года Челнокова С.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что для назначения пенсии истцу раньше достижения пенсионного возраста по части 1.2. статьи 8 данного Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, страховой стаж должен составлять не менее 37 лет. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора дел к таковым не относится. Учитывая, что стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ составил 35 лет 9 месяцев 8 дней, является недостаточным для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2. статьи 8 данного Федерального закона № 400-ФЗ, пенсионным органом правомерно отказано истцу в назначении пенсии.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.

Суд первый инстанции, основываясь на нормах пенсионного законодательства, действующего с 01 января 2019, пришел к правильному выводу о том, что возможность зачета периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет при исчислении страхового стажа для назначении страховой пенсии по старости по части 1.2. статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ данным Федеральным законом не предусмотрена.

Судом обоснованно применена к спорным правоотношениям норма части 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ, которая исключает возможность применения при исчислении страхового стажа по части 1.2. статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ законодательства, действовавшего в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

Доводы апелляционной жалобы, основанные на п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судебная коллегия во внимание не принимает, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ введена в действие новая часть 1.2, которая предусматривает возможность назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), при этом из части 1 статьи 11, статьи 12 данного Федерального прямо следует, что отпуск по уходу за ребенком до полутора лет при исчислении страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости по данному основанию не учитывается.

Разъяснения, содержащиеся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, даны в отношении исчисления специального стажа при досрочном назначении пенсии до изменения пенсионного законодательства Федеральным законом от 03 октября 2018 N 350-ФЗ, когда отсутствовало как право на досрочное назначение пенсии при 37-летнем страховом стаже у женщин (42-летнем страховом стаже у мужчин) (часть 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ), так и нормы о порядке исчисления такого стажа (часть 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ).

В своих определениях от 19 декабря 2019 г. № 3373-О, от 26 апреля 2021 г. N 786-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя правовое регулирование порядка назначения страховой пенсии по старости по части 1.2. статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, который в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявительницы. Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность включения периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (пункт 3 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона). Следовательно, часть 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" в системе действующего правового регулирования не может расцениваться как нарушающая конституционные права».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об оставлении заявленных требований истца без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Челноковой С.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-8940/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Челнокова С.В.
Ответчики
ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное)
Другие
Зинченко Р.Н.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.07.2021[Гр.] Передача дела судье
10.08.2021[Гр.] Судебное заседание
24.08.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее