Дело № 12-294/2024 КОПИЯ
59RS0002-01-2024-000659-64
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 24 апреля 2024 года
Судья Свердловского районного суда г. Перми Трошева Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой И.В.,
с участием заявителя Кашкарева Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кашкарева ФИО8 на постановление административной комиссии <адрес> № АК2400021 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении заявителя жалобы,
установил:
постановлением административной комиссии Свердловского района г. Перми № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Кашкарев Р.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>», и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Кашкарев Р.Н. обратился в Свердловский районный суд <адрес> с жалобой, в которой просит постановление отменить, поскольку ДД.ММ.ГГГГ, убедившись, что на его транспортной карте положительный баланс, сел в автобус №, оплатив проезд через терминал (валидатор). Позднее, при проверке контролером ФИО4 был установлен безбилетный проезд, при этом контролер предположила, что его транспортная карта находится в стоп-листе, с отрицательным балансом. В присутствии контролера ФИО4 и по её требованию он вторично для оплаты проезда приложил к валидатору свою транспортную карту, которая не сработала, в связи с чем оплатил проезд банковской картой. Отмечает, что в ответ на его запрос организация, осуществляющая поддержку транспортных карт, предоставила сведения, согласно которым его транспортная карта на момент проверки контроллерами была с активным положительным балансом, в связи с чем считает, что транспортная карта не считалась и оплата проезда не прошла ввиду неисправной работы валидаторов. Кроме того, отметил, что на рассмотрении дела об административном правонарушении административной комиссией ДД.ММ.ГГГГ он не присутствовал, так как находился на больничном.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что был уверен, что оплатил проезд транспортной картой по валидатору, так как перед поездкой на автобусе проверил баланс на транспортной карте, он был положительный. Считает, что транспортная карта не считалась, так как в автобусе не работали валидаторы. Отметил, что в последующем после составления акта он при контроллере оплатил проезд банковской картой, до этого иным способом, кроме как путем прикладывания транспортной карты при входе в автобус к валидатору, проезд не оплачивал. Дополнительно сообщил, что 9 января 2024 года он звонил в Департамент транспорта г. Перми и сообщал о том, что он находится на больничном, просил отложить рассмотрение дела, обжалуемое постановление по почте не получал, о наличии штрафа узнал через портал «Госуслуг» в январе 2024 года.
Представитель административной комиссии администрации Свердловского района города Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав заявителя, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» билет – это перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 3.1 указанного Закона, предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение обязательных требований:.. . установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.
Исходя из правил, предусмотренных пунктами 1 и 6 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. В течение всей поездки по требованию работника перевозчика, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади (далее - представитель перевозчика), и (или) должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, должностного лица органа местного самоуправления либо должностного лица подведомственного такому органу государственного или муниципального учреждения, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверки подтверждения оплаты), пассажир обязан подтвердить факт оплаты своего проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежит оплате, в том числе с предоставлением преимуществ по провозной плате, указанных в частях 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, перевозки багажа, провоза ручной клади.
Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», установлен Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа), которыми, в том числе, установлены требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры и условия таких перевозок и условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Положениями п. 27, п.п «а» п. 65 Правил перевозок пассажиров и багажа, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Безбилетным является лицо, обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета.
Решением Пермской городской Думы от 24 мая 2016 № 96 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми (далее - Правила), которые регулируют отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения г. Перми в части планирования, организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории города Перми.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил оплата проезда на муниципальных маршрутах может осуществляться по наличному и безналичному расчету. Оплата проезда наличными денежными средствами осуществляется по регулируемому тарифу на перевозку пассажира автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми: кондуктору перевозчика, при его отсутствии - водителю перевозчика. Оплата проезда безналичным способом осуществляется с использованием транспортных карт (проездных билетов, льготных проездных документов), бесконтактных банковских карт, в том числе сформированных на электронном устройстве, а также с использованием проездного документа, предусматривающего предоставление льгот отдельным категориям лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края (далее - Социальный проездной). Оплата проезда, за исключением оплаты с использованием Социального проездного, осуществляется в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом администрации города Перми.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2022 № 856-п утвержден Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края, порядка проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.4 Порядка проверка подтверждения оплаты, подтверждение пассажиром права на бесплатный или льготный проезд осуществляются путем предъявления по требованию должностного лица и (или) представителя перевозчика документов, которые подтверждают факт оплаты проезда пассажиром либо по которым предоставляются преимущество или льгота по оплате проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что документами, которые подтверждают факт оплаты проезда пассажиром либо по которым предоставляются преимущество или льгота по оплате проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, являются: билет; проездной билет; именной билет; льготный проездной документ; электронный социальный проездной документ; документ, подтверждающий право на бесплатный либо льготный проезд или преимущество по провозной плате; багажная квитанция; квитанция об оплате ручной клади; документ, удостоверяющий личность пассажира; документ, подтверждающий возраст детей.
В соответствии с п. 1.2.<адрес>ной билет - билет, представляющий собой электронный или материальный носитель, подтверждающий право на осуществление проезда на транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении на территории муниципального образования, утвердившего такое право, и в порядке, предусмотренном таким муниципальным образованием, либо в пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 8.<адрес> №-ПК от ДД.ММ.ГГГГ «Об административных правонарушениях в <адрес>» безбилетный проезд, а равно провоз багажа (ручной клади) сверх установленных норм без оплаты в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ 08 часов 16 минут по адресу <адрес>, на остановочном пункте «<адрес>» в направлении конечного пункта «Станция Пермь-1» при проверке сотрудниками КРС МКУ «Гортранс» в автобусе маршрута №, государственный номер Н304ХР, установлено, что Кашкарев Р.Н. факт оплаты проезда в указанном транспортном средстве не подтвердил, тем самым допустил факт безбилетного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Кашкарева Р.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>», и последующего привлечения Кашкарева Р.Н. к административной ответственности с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Вместе с тем коллегиальным органом при рассмотрении дела не учетно следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает определенный порядок привлечения к административной ответственности и содержит ряд требований, обязательных для соблюдения при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В ходе исследования материалов дела установлено, что в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кашкарева Р.Н., составленном главным специалистом отдела пассажирских перевозок департамента транспорта администрации <адрес> ФИО5, отсутствует оригинальная подпись указанного должностного лица, протокол подписан электронной подписью ФИО5, что является основанием для признания данного протокола недопустимым доказательством.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в форме электронного документа и подписан должностным лицом с использованием электронной подписи.
Привлекая Кашкарева Р.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст.8.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», административная комиссия Свердловского района города Перми сослалась на указанный протокол об административном правонарушении как на доказательство его вины в совершении правонарушения.
Вместе с тем данный протокол об административном правонарушении, в силу части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не может рассматриваться в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку не подписан должностным лицом его составившим.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, и не были приняты во внимание коллегиальным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В данном случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден не был, требования названного Кодекса при возбуждении в отношении Кашкарева Р.Н. дела об административном правонарушении нарушены.
На стадии рассмотрения жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении возможность возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела для устранения недостатков утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенных процессуальных нарушениях на стадии рассмотрения дела невозможно.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми № АК2400021 от 9 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>» в отношении Кашкарева Р.Н. нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Свердловского района г. Перми № № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кашкарева ФИО6 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.1 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении Кашкарева ФИО7 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Ю.В. Трошева