Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-39/2023 (2-488/2022;) ~ М-467/2022 от 14.11.2022

Дело № 2-39/2023 (2-488/2022)                            копия

УИД 59RS0009-01-2022-000713-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Александровск                            06 марта 2023 года

Александровский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Ендальцевой О.В.,

с участием представителей истца Михайличенко А.К. – Михайличенко П.П., Кумировой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайличенко Антонины Киприяновны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанностей по включению в стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

установил:

Михайличенко А.К. обратилась в суд с исковыми требованиями (с учетом уточненного искового заявления) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанностей по включению в стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она поступила на работу в <данные изъяты> в качестве машинистки (машинист канцелярии). Приказом МВД Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Управление исправительно-трудовых учреждений МВД Киргизской ССР было реорганизовано в Управление исправительной деятельности МВД Кыргызской Республики. Приказом МВД Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Управление исправительной деятельности МВД Кыргызской Республики было реорганизовано в Главное управление исполнения наказаний МВД Кыргызской Республики. Соответственно Учреждение, в котором истец работала в указанный период, имело наименование . Приказом по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ она была переведена на должность инспектора специальной части Учреждения . Постановлением Правительства Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление исполнения наказаний МВД Кыргызской Республики из ведомства МВД Кыргызской Республики передано в Министерство юстиции Кыргызской Республики. В связи с изменением подведомственности, а также для приведения наименований учреждений в соответствие с международными стандартами, учреждении ОП-36/2 ГУИН МВД КР получило наименование учреждение (ИК-2) ГУИН МЮ КР в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства юстиции Кыргызской Республики. В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и Указом Президента Кыргызской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании Государственной службы исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики» на базе функций МЮ КР по вопросам исполнения наказаний и конвоирования осужденных с передачей их в ведение Главного управления исполнения наказаний. В соответствии с приказом учреждения ДИН л/с от ДД.ММ.ГГГГ, должность стала называться: инспектор специальной группы Учреждения ДИН при ГСИН при ПКР. Приказом л/с учреждения истец была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР ФИО2 Президиума Верховного Совета Киргизской ССР она была награждена медалью «Ветеран труда». Это является доказательством того, что трудовой стаж к этому времени составил 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена пенсия в связи с достижением пенсионного возраста и наличия необходимого трудового стажа. Таким образом, общий трудовой стаж ко времени обращения в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю составил более 40 лет. Михайличенко А.К. приобрела право на трудовую пенсию по возрасту (старости) в период действия Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в Москве ДД.ММ.ГГГГ. Согласно статье 2 указанного Соглашения «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».

Определением Александровского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.

Михайличенко А.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, выбрала форму ведения дела через представителя.

Представители истца Михайличенко А.К. – Михайличенко П.П. и Кумирова Л.П. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам, изложенным в уточненных исковых заявлениях.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил суду возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований Михайличенко А.К. отказать в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, пенсионное дело, возражения ответчика, представленные суду доказательства, приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение).

В соответствии со статьей 1 Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее Правила ).

Согласно пунктам 5, 6 (подпункты а, б, в, г), 11 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пунктам 2, 6, 51 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Приказом Министра труда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила н).

Согласно пунктам 22, 65 Правил н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.

Согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный до вступления в силу названного Соглашения, пенсия назначается с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ; за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы.

Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.

Относительно стажа работы до ДД.ММ.ГГГГ Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргызстан, Армения до ДД.ММ.ГГГГ и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.

Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников данного Соглашения, в том числе Кыргызстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При установлении пенсии в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ периоды стажа, приобретенные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик, подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При применении Соглашения для учета периодов стажа работы и (или) заработной платы, приобретенных на территориях других государств-членов с ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-члена направляется формуляр «Запрос» и копии представленных трудящимся (членом семьи) документов о стаже работы на территории государства-члена, в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ .

Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.

Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.

До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Перечень используемых для взаимодействия между компетентными органами стран членов ЕАЭС формуляров приведен в пункте 3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ.

Для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра «Запрос»; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.

Компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.

Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре «О стаже работы» отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра «О стаже работы», содержащего исчерпывающую информацию.

Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке за период до ДД.ММ.ГГГГ без направления формуляра «Запрос».

При поступлении формуляра «Запрос» о стаже работы и (или) заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Михайличенко А.К. обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм Соглашения пенсионного обеспечения трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, как лицо, прибывшее на постоянное место жительства из Республики Кыргызстан (пенсионное дело, л.д. 12-16).

К заявлению о назначении пенсии Михайличенко А.К. приложены доверенность, паспорт гражданина РФ, вид на жительство иностранного гражданина (пенсионное дело, л.д. 17). Также ДД.ММ.ГГГГ истцом представлена пенсионному органу выписка из записи акта о заключении брака, ДД.ММ.ГГГГ представлена трудовая книжка образца до ДД.ММ.ГГГГ года (пенсионное дело, л.д. 18, 19).

ДД.ММ.ГГГГ клиентской службой (на правах отдела) в г. Александровске ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю приняты решения по заявлению Михайличенко А.К. о проведении проверки периодов работы специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ст. 8 Закона № 400-ФЗ, приостановлении срока рассмотрения заявления Михайличенко А.К. до завершения проверки, но не более чем до ДД.ММ.ГГГГ (пенсионное дело, л.д. 20, 21).

ДД.ММ.ГГГГ клиентской службой (на правах отдела) в г. Александровске ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю в Социальном фонде Кыргызской Республики запрошены справки о работе и заработной плате Михайличенко А.К. (пенсионное дело, л.д. 31-34).

Решением Отдела установления пенсий Управления установления пенсий ГУ – Отделение ПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Михайличенко А.К. отказано в установлении пенсии по причине того, что в трудовой книжке имеются записи № о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении ОП-36/2 УИТУ МВД Киргизской ССР, при этом запись об увольнении заверена печатью ИК-2 ГУВД Министерства юстиции Кыргызской Республики, сведения о реорганизации Учреждения в трудовой книжке отсутствуют, также отсутствуют эти записи и в архивном пенсионном деле, поступившем из компетентных органов Кыргызской Республики. В связи с запросом в Социальный фонд при Правительстве Кыргызской Республики о подтверждении стажа работы рассмотрение заявления Михайличенко А.К. ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено. ДД.ММ.ГГГГ трехмесячный срок истек, документы не поступили. Таким образом, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть зачтен страховой стаж. По имеющимся документам страховой стаж заявителя составляет <данные изъяты>, ИПК – <данные изъяты>, что не дает права на страховую пенсию по старости (пенсионное дело, л.д. 1-2).

Отделом организации назначения и перерасчета пенсий Управления установления пенсий ОСФР по Пермскому краю проведена проверка отказного дела Михайличенко А.М., в ходе которой установлено следующее (пенсионное дело, л.д. 61-62).

ДД.ММ.ГГГГ Михайличенко А.К. обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии в клиентскую службу (на правах отдела) в <адрес> ОПФР по Пермскому краю. На территорию Российской Федерации Михайличенко А.К. прибыла из Республики Кыргызстан, где ей была установлена пенсия. Вместе с заявлением ей представлен только вид на жительство иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ с регистрацией по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ. Заявление постановлено на трехмесячный контроль.

При этом в уведомлении о приеме заявления о назначении пенсии вообще не отражено, что требуется представить документы о стаже, заработной плате и другие документы, которые необходимы для назначения пенсии. В уведомлении также не отмечено, что требуются сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Кыргызстана, которые находятся в распоряжении госорганов (Социальный фонд Кыргызской Республики).

ДД.ММ.ГГГГ в Социальный фонд Кыргызской Республики направлен запрос выплатного (пенсионного) дела заявителя, которое поступило ДД.ММ.ГГГГ, поступление выплатного дела зарегистрировано в учете обращений ПК КС, но уведомление в выплатное дело не приобщено.

В дополнительном аттестате указано, что на территории Кыргызстана пенсия выплачена по ДД.ММ.ГГГГ. в выплатное (пенсионное) дело приобщена заверенная копия трудовой книжки. По материалам выплатного (пенсионного) дела, сформированного в Кыргызской Республике, усматривается, что все периоды стажа по трудовой книжке были учтены для назначения пенсии.

В процессе проверки отделом организации назначения и перерасчета пенсии ОПФР по Пермскому краю отказного дела Михайличенко А.К. установлено, что из Кыргызстана поступил формуляр «О стаже работы» по Приложению Порядка взаимодействия, подтверждающий период работы заявителя в учреждении Киргизской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справка о реорганизаций указанного учреждения и справка о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ год.

При таких обстоятельствах у Михайличенко А.К. возникает право на установление страховой пенсии по старости.

Разрешая спор, суд исходит из того, что истец, как гражданин Российской Федерации, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу пенсии периоды работы и иной деятельности выполняемой им за пределами Российской Федерации включаются в страховой стаж и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, в связи с чем периоды работы истца, прибывшего в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения и имевших место за пределами Российской Федерации, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию.

Как следует из возражений ответчика на исковое заявление, из Республики Кыргызстан поступил формуляр «О стаже работы» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого истцу подтвержден весь стаж работы, а также уплата страховых взносов в Социальный фонд Республики Кыргызстана, что в свою очередь дает основания в бесспорном порядке назначить Михайличенко А.К. пенсию на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно дополнительного аттестата от ДД.ММ.ГГГГ пенсия Михайличенко А.К. была выплачена по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Кыргызстан. В связи с чем ответчик полагает решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, так как данные, подтверждающие стаж истца, выработанный на территории другого государства поступили намного позднее принятия указанного решения, только в ДД.ММ.ГГГГ года.

Вместе с тем, судом установлено, что при принятии заявления о назначении пенсии ни истцу, ни его представителю не разъяснено, что необходимо представить документы о стаже, заработной плате Михайличенко А.К. и другие документы, необходимые для назначения пенсии, а также сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Республики Кыргызстан, что подтверждает и представитель истца Михайличенко П.П., который указал в судебном заседании, что у него имелась возможность получения документов, свидетельствующих о стаже матери, о переименовании учреждения, в котором работала Михайличенко А.К., так как на территории Республики Кыргызстан проживает его сестра, которая указанные документы получила в компетентных органах, и данные справки им были представлены в ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган (л.д. 15-17).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Михайличенко А.К. о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанностей по включению в стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Михайличенко Антонины Киприяновны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанностей по включению в стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости – удовлетворить.

Признать решение Отдела установления пенсий Управления установления пенсий ГУ – Отделение ПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным.

Включить в стаж Михайличенко Антонины Киприяновны для назначения страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обязанность назначить Михайличенко Антонине Киприяновне страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий        подпись            Н.Н. Горланова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/

Копия верна.

Судья                                    Н.Н. Горланова

2-39/2023 (2-488/2022;) ~ М-467/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михайличенко Антонина Киприяновна
Ответчики
ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю
Другие
Кумирова Лариса Петровна
Михайличенко Петр Петрович
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Горланова Н. Н.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
14.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2022Передача материалов судье
21.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2022Судебное заседание
10.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Дело оформлено
02.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее