Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-37/2024 (2-244/2023;) ~ М-208/2023 от 20.12.2023

                                                                                                                       Дело № 2-37/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2024 года                                                                                   с. Панкрушиха

       Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Терпуговой Ю.В.

при секретаре Губской Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МКОУ "Велижанская СОШ", <адрес> о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет ОБЖ в соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

         <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет ОБЖ в соответствии с требованиями законодательства.

           В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о воинской обязанности и военной службе выявлены нарушения федерального законодательства в области обороны и подготовки по основам военной службы, при получении знаний учащимися Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Велижанская средняя образовательная школа <адрес> (далее - МКОУ Велижанская СОШ) в указанной сфере.

Так, согласно ст. 14 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств. Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования;

- военно-патриотическое воспитание.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в числе прочих, на принципе гуманистического характера образования, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма.

В соответствии с Разделом 2 Положения о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования;

- военно-патриотическое воспитание.

Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования, военно-патриотического воспитания.

Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены требования к организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Статьей 11 Инструкции предусмотрено, что руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; участвуют в организации учебных сборов.

Согласно ст. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы изложены в приложении к данной Инструкции.

Приведенный межведомственный Приказ издан во исполнение названного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и обязателен для исполнения.

В связи с изложенным, перечисленные положения Инструкции о постоянном совершенствовании учебно-материальной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, являются обязательными для учебных учреждений.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых, воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых является обязательная моральная и физическая подготовка молодежи к военной службе.

Отсутствие в образовательных учреждениях необходимого оснащения по основам военной подготовки исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны и военной подготовки, что в свою очередь нарушает интересы государства.

При проверке установлено, что в МКОУ Велижанская СОШ, в нарушение указанных требований закона учебно-материальная база не соответствует предъявляемым требованиям.

Так, предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями в МКОУ Велижанская СОШ не оснащен в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений (предметных кабинетов) для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В предметном кабинете не имеется:

- прибор радиационной разведки – 1 шт;

- прибор химической разведки – 1 шт;

- бытовой дозиметр – 1 шт;

- макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- визирная линейка – по количеству обучающихся;

- пакеты противохимические индивидуальные (ИПП -11) – 1 шт;

- сумка СМС – 1 шт;

- манекен-тренажер для реанимационных мероприятий – 1 шт;

- шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей – 1 шт;

- общевойсковой защитный комплект – 1 комплект;

- аптечка АИ – 1 шт.

Таким образом, вышеуказанный предметный кабинет МКОУ Велижанская СОШ не соответствует действующему федеральному законодательству о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних и молодежи, что влечет нарушение интересов государства в сфере образовательных стандартов в области гражданской обороны и военной подготовки.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес МКОУ Велижанская СОШ внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено частично. Вместе с тем, оснащение предметного кабинета после внесения меры прокурорского реагирования осталось неполным.

В соответствии с п.1.3 Устава МКОУ «Велижанская СОШ» утвержденного приказом комитета Администрации по образованию <адрес> (далее - Устав) учредителем МКОУ «Велижанская СОШ» является <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются комитетом <адрес> по образованию расположенным по адресу: 658760, <адрес>. Собственником имущества школы является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет <адрес>.

Отсутствие в школе необходимой материально-технической базы не позволяет достичь государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, снижает качество подготовки учащихся, делает невозможным получение полноценного обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

Изложенное нарушает интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц – учащихся МКОУ Велижанская СОШ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ларин К.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика МКОУ "Велижанская СОШ", <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно ст. 14 Федерального закона № 53-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» органы местного самоуправления органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан. Финансирование деятельности по военно-патриотическому воспитанию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Дополнительное финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия собственников этих средств. Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования;

- военно-патриотическое воспитание.

Как следует из ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается, в числе прочих, на принципе гуманистического характера образования, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма.

В соответствии с Разделом 2 Положения о подготовке граждан РФ к военной службе, утвержденного постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

- получение начальных знаний в области обороны;

- подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования;

- военно-патриотическое воспитание.

Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования, военно-патриотического воспитания.

Инструкцией об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказом Минобороны РФ и Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены требования к организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях.

В соответствии со ст. 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Статьей 11 Инструкции предусмотрено, что руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; участвуют в организации учебных сборов.

Согласно ст. 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы изложены в приложении к данной Инструкции.

Приведенный межведомственный Приказ издан во исполнение названного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» и обязателен для исполнения.

В связи с изложенным, перечисленные положения Инструкции о постоянном совершенствовании учебно-материальной базы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, являются обязательными для учебных учреждений.

Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых, воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых является обязательная моральная и физическая подготовка молодежи к военной службе.

Отсутствие в образовательных учреждениях необходимого оснащения по основам военной подготовки исключает возможность приобретения обучающимися навыков в области гражданской обороны и военной подготовки, что в свою очередь нарушает интересы государства.

При проверке установлено, что в МКОУ Велижанская СОШ, в нарушение указанных требований закона учебно-материальная база не соответствует предъявляемым требованиям.

Так, предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями в МКОУ Велижанская СОШ не оснащен в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений (предметных кабинетов) для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В предметном кабинете не имеется:

- прибор радиационной разведки – 1 шт;

- прибор химической разведки – 1 шт;

- бытовой дозиметр – 1 шт;

- макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- визирная линейка – по количеству обучающихся;

- пакеты противохимические индивидуальные (ИПП -11) – 1 шт;

- сумка СМС – 1 шт;

- манекен-тренажер для реанимационных мероприятий – 1 шт;

- шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей – 1 шт;

- общевойсковой защитный комплект – 1 комплект;

- аптечка АИ – 1 шт.

Таким образом, вышеуказанный предметный кабинет МКОУ Велижанская СОШ не соответствует действующему федеральному законодательству о военно-патриотическом воспитании несовершеннолетних и молодежи, что влечет нарушение интересов государства в сфере образовательных стандартов в области гражданской обороны и военной подготовки.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес МКОУ Велижанская СОШ внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено частично. Вместе с тем, оснащение предметного кабинета после внесения меры прокурорского реагирования осталось неполным.

В соответствии с п.1.3 Устава МКОУ «Велижанская СОШ» утвержденного приказом комитета Администрации по образованию <адрес> (далее - Устав) учредителем МКОУ «Велижанская СОШ» является <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются комитетом <адрес> по образованию расположенным по адресу: 658760, <адрес>. Собственником имущества школы является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет <адрес>.

Отсутствие в школе необходимой материально-технической базы не позволяет достичь государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, снижает качество подготовки учащихся, делает невозможным получение полноценного обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении.

Изложенное нарушает интересы неопределенного круга несовершеннолетних лиц – учащихся МКОУ Велижанская СОШ.

Учитывая вышеизложенное, требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МКОУ "Велижанская СОШ" к <адрес> о возложении обязанности оборудовать предметный кабинет ОБЖ в соответствии с требованиями законодательства удовлетворить.

Возложить на <адрес> обязанность в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу выделить денежные средства МКОУ «Велижанская СОШ» на приобретение в предметный кабинет ОБЖ в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, следующего оборудования:

- прибор радиационной разведки – 1 шт;

- прибор химической разведки – 1 шт;

- бытовой дозиметр – 1 шт;

- макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- визирные линейки – по количеству обучающихся;

- пакет противохимический индивидуальный (ИПП -11) – 1 шт;

- сумку СМС – 1 шт;

- манекен-тренажер для реанимационных мероприятий – 1 шт;

- шину транспортную Дитерихса для нижних конечностей – 1 шт;

- общевойсковой защитный комплект – 1 комплект;

- аптечку АИ – 1 шт.

Обязать МКОУ «Велижанская СОШ», в течение трех месяцев со дня получения денежных средств укомплектовать предметный кабинет ОБЖ в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а именно, приобрести для предметного кабинета ОБЖ:

- прибор радиационной разведки – 1 шт;

- прибор химической разведки – 1 шт;

- бытовой дозиметр – 1 шт;

- макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ – 1 шт;

- визирные линейки – по количеству обучающихся;

- пакет противохимический индивидуальный (ИПП -11) – 1 шт;

- сумку СМС – 1 шт;

- манекен-тренажер для реанимационных мероприятий – 1 шт;

- шину транспортную Дитерихса для нижних конечностей – 1 шт;

- общевойсковой защитный комплект – 1 комплект;

- аптечку АИ – 1 шт.

Взыскать с МКОУ «Велижанская СОШ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд Алтайского края в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья                                 (подписано)                                                                  Ю.В. Терпугова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-37/2024 (2-244/2023;) ~ М-208/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Панкрушихинского района
Ответчики
Администрация Панкрушихинского района Алтайского края
МКОУ "Велижанская СОШ"
Другие
Комитет Администрации Панкрушихинского района Алтайского края по образованию
Суд
Панкрушихинский районный суд Алтайского края
Судья
Терпугова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
pankrushihinsky--alt.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее