78RS0№-59
Дело № 1 апреля 2024года
Р Е Ш Е Н И Е
(именем Российской Федерации)
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего Воробьевой И.А.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга о признании права на получение социальной выплаты
у с т а н о в и л:
Истец обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику, в котором просил:
- признать за истцом право на получение социальной выплаты в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи доступное жилье», утвержденной Законом Санкт- Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 315-45;
-обязать ответчика предоставить истцу указанную социальную выплату.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он с 1993 года состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Истцом была выбрана форма содействия в улучшении жилищных условий – получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищным ФИО2, в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи доступное жилье». Заявление принято оператором программы –АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», учетное дело № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью улучшения своих жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ истец заключил кредитный договор с АО «ЮниКредитБанк» №И-47\01135680\2021 в размере 5 576 000 рублей для оплаты части договора долевого участия в долевом строительстве №Кд8 объекта капитального строительства – квартиры по адресу: <адрес>, микрорайон Новый Оккервиль, строительная №, секция 1 №.
В дальнейшем истец принял решение о рефинансировании в целях снижения кредитной ставки и ДД.ММ.ГГГГ заключил кредитный договор с АО «ЮниКредитБанк» №И-47\01135680\2021 (2), в соответствии с которым истцу был предоставлен ФИО2 в размере 4 209 619 рублей сроком а 120 месяцев на полное погашение ранее заключенного ипотечного ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Жилищный Комитет СПб с заявлением о получения государственного содействия в форме социальной выплаты на погашение суммы долга по жилищному ФИО2 в рамках программы «Молодежи доступное жилье».
Поскольку истец отвечал всем критериям для признания участником Программы и предоставления социальной выплаты, его персональное дело Оператором было направлено в Жилищный комитет Санкт-Петербурга для принятия там соответствующего решения. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен Комитетом о принятии решения об отказе в предоставлении социальной выплаты со ссылкой на то, что «истцом не представлен кредитный договор на приобретение жилья, обязательства по которому не исполнены, а также справка кредитора об оставшейся части основного долга и процентов за пользование ипотечным жилищным ФИО2, а целевое назначение ФИО2, предоставленного по договору рефинансирования не соответствует условиям Программы».
В судебное заседание истец не явился, доверил представительство своих интересов представителю – адвокату ФИО4, которая заявленные требования поддержала с учетом уточнений.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, ранее представил возражения относительно заявленных требований.
Представитель третьего лица - АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» в суд явился, оставляет решение на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает иск подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 20 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилищной политике Санкт-Петербурга», в редакции действующей до принятия Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.
В рамках целевых программ Санкт-Петербурга гражданам могут быть предоставлены: социальные выплаты из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья, социальные выплаты при получении ипотечных ФИО2, иные социальные выплаты в рамках целевых программ Санкт-Петербурга; возможность приобретения жилых помещений в рассрочку, в том числе на льготных условиях; возможность приобретения жилых помещений с использованием ссудонакопительных схем финансирования целевых программ Санкт-Петербурга; возможность приобретения жилых помещений с использованием иных финансовых механизмов, предусмотренных целевыми программами Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О Целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье» утверждена Программа Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье». Целями программы являются повышение доступности приобретения жилых помещения для молодежи в Санкт-Петербурге и создание финансово-правового механизма оказания государственной поддержки молодежи при строительстве (реконструкции), капитальном ремонте или приобретении жилья.
Порядок реализации Целевой программы определен Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье2.
Акционерное общество «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» осуществляет функции оператора целевой жилищной программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".
Согласно целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", одной из мер содействия гражданам в улучшении жилищных условий, предусмотренных Программой, является предоставление целевого беспроцентного жилищного займа (пункт 4.1.1.3 Программы).
Согласно части 5.1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1539 установлен следующий порядок оказания данной меры содействия:
5-1.1. Заявители, изъявившие желание получить государственное содействие в форме предоставления целевого жилищного займа, включаются в Сводные списки.
5-1.2. Оператор Программы направляет в Жилищный комитет для принятия решения о согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления заявителю целевого жилищного займа оператором Программы поступившие документы заявителей, указанных в пункте 5.1.1 настоящего Положения, включенных в Сводные списки.
5-1.3. Жилищный комитет принимает решение о согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления заявителю целевого жилищного займа оператором Программы в течение 10 рабочих дней с даты представления в Жилищный комитет оператором Программы документов, указанных в пункте 2.1 настоящего положения, в соответствии с годовым жилищным планом и Сводными списками.
5-1.4. Оператор Программы информирует заявителей о принятом решении Жилищного комитета о согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления целевого жилищного займа или об отказе в согласовании предоставления государственного содействия в форме предоставления целевого жилищного займа с обоснованием причин отказа в сроки и в порядке, которые установлены Жилищным комитетом.
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по предоставлению социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителям свидетельства о праве на предоставление социальной выплаты, также предусмотрено продление срока действия свидетельства.
Согласно ч. 4.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № социальная выплата может быть использована гражданами - участниками Программы по их выбору одним из указанных способов, в том числе, на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным ФИО2, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной) на территории Санкт-Петербурга или <адрес> общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого гражданина - участника Программы с учетом занимаемого жилого помещения при условии, что получатель социальной выплаты был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа).
Причиной отказа ответчика в предоставлении социальной выплаты послужило то обстоятельство, что истцом представлены документы на погашение основной суммы долга и процентов не по жилищному ФИО2 на приобретение в собственность жилого помещения, отвечающего критериям Целевой программы, а на рефинансирование ранее предоставленного ФИО2.
Суд полагает, что позиция ответчика является незаконной по следующим основаниям.
Так, из материалов дела следует, что ФИО1 с 1993 года состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Истцом была выбрана форма содействия в улучшении жилищных условий – получение социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по жилищным ФИО2, в том числе ипотечным, на приобретение жилого помещения в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи доступное жилье». Заявление принято оператором программы –АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья», учетное дело № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью улучшения своих жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ истец заключил кредитный договор с АО «ЮниКредитБанк» №И-47\01135680\2021 в размере 5 576 000 рублей для оплаты части договора долевого участия в долевом строительстве №Кд8 объекта капитального строительства – квартиры по адресу: <адрес>, микрорайон Новый Оккервиль, строительная №, секция 1 №.
В дальнейшем истец принял решение о рефинансировании в целях снижения кредитной ставки по договору и ДД.ММ.ГГГГ заключил кредитный договор с АО «ЮниКредитБанк» №И-47\01135680\2021 (2), в соответствии с которым истцу был предоставлен ФИО2 в размере 4 209 619 рублей сроком на 120 месяцев на полное погашение ранее заключенного ипотечного ФИО2.
Согласно представленным в материалы дела документам истец является участником программы – Молодежи – доступное жилье.
Согласно ответу Жилищного комитета Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ истец был уведомлен Комитетом о принятии решения об отказе в предоставлении социальной выплаты. Основанием для отказа послужило то обстоятельств, что истцом исполнены обязательства по кредитному договору №И-47\01135680\2021, а также, что условиями Программы использования социальной выплаты на оплату иных кредитных договоров, в том числе рефинансирования не предусмотрено.
Действительно, изначально приобретение Квартиры было оплачено за счет кредитных денежных средств, полученных по кредитному договору от №И-47\01135680\2021. Наличие права у истца на получение социальной выплаты в целях погашения основного долга и процентов по данному кредитному договору сомнений не вызывает и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При этом, истец, воспользовавшись своим правом, заключил с тем же ФИО2 договор №И-47\01135680\2021 (2) рефинансирования кредитных обязательств по ранее заключеннному кредитному договору №И-47\01135680\2021 Вновь полученные кредитные денежные средства были в полном объеме истрачены на погашение задолженности заемщика по кредитному договору №. Цель рефинансирования заключалась в снижении процентной ставки с учетом более привлекательных условий кредитования.
Суд полагает, что, с точки зрения условий предоставления социальной выплаты по целевой программе действия по рефинансированию ФИО2 не привели к прекращению права истца на получение государственной поддержки, поскольку целевое назначение полученных кредитных денежных средств в конечном итоге заключается в оплате приобретения жилого помещения, отвечающего критериям Целевой программы, в связи с чем оснований полагать, что полученные кредитные денежные средства были потрачены на какие-либо иные цели, не имеется.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что истец реализовал возможность улучшения жилищных условий с использованием кредитных денежных средств и вправе претендовать на оказание содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в рамках Целевой программы.
По мнению суда, исключение возможности использования социальной выплаты на погашение ФИО2, направленного на рефинансирование жилищного ФИО2 на приобретение жилого помещения противоречит цели программы, поскольку ее целью является улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. При этом суд оценивает, что цель заключения нового кредитного договора, денежные средства по которому направлены исключительно на досрочное погашение основного долга по первоначальному кредитному договору состояла уменьшение финансовой нагрузки по уплате процентов по ФИО2.
Также суд учитывает, что факт заключения нового кредитного договора никак не влияет на размер социальной выплаты, не меняет очередность получения выплаты и не приводит к каким-либо нарушениям прав или законных интересов третьих лиц, либо ответчика.
Делая данный выводы, суд на основе принципа единообразия судебной практики, учитывает аналогичные разъяснения правоприменения, сделанные в п. 50 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ.
В данном случае отказ в предоставлении социальной выплаты не соответствует целям Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № «О Целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье», которым была утверждена целевая программа «Молодежи - доступное жилье" и одновременно нарушает права истца на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий. В связи с этим, требования иска подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1,░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1,░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░