Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1216/2024 от 07.02.2024

№2-1216/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2024 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Шамухамедовой Е.В.

при секретаре Казымовой Ш.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Муниципального образования «<адрес>» к Омарову <ФИО>7 о приостановлении строительных работ,

у с т а н о в и л :

Истец администрация МО «<адрес>» обратился в суд с иском, указав, что в рамках муниципального контроля проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования от <дата> отделом муниципального земельного контроля управления муниципального контроля администрации <адрес> выявлено, что на указанном земельном участке с кадастровым номером <номер>, с разрешенным видом использования – земли населенных пунктов – для эксплуатации жилого дома, для объектов жилой застройки, общей площадью 335+/-6,41 кв.м ведутся строительные работы объекта в капитальных конструкциях ориентировочной площадью 196 кв.м (14х14). Земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит на праве собственности Омарову <ФИО>8. На земельном участке расположен одноэтажный жилой дом общей площадью 69,3 кв.м с кадастровым номером <номер>, который также зарегистрирован за ответчиком. Вместе с тем, в перечне объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию, объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <номер> по <адрес> не значится. Каких-либо уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по указанному адресу в Управление также не поступало и соответственно в перечне объектов, получивших уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, объект капитального строительства по <адрес> не значится. Принимая во внимание, что ответчик в отсутствие оформленной в установленном законом порядке проектно-сметной и разрешительной документации осуществляет строительные работы, которые нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, то строительные работы подлежат приостановлению. Просят суд приостановить деятельность Омарова <ФИО>9 по осуществлению строительных работ объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер> общей площадью 335 кв.м до полного устранения выявленных нарушений градостроительного законодательства, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание представитель администрации МО «<адрес>» не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик Омаров <ФИО>10. не явился, извещен надлежащим образом, в деле участвует представитель Пипкова <ФИО>11, которая возражала против исковых требований и просила иск оставить без удовлетворения.

Третье лицо Шадрин <ФИО>12 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Третье лицо Омаров <ФИО>13 суду пояснил, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на котором также расположен, принадлежащий ему на праве собственности жилой дом. На данном земельном участке строительство не ведется. Его сын Омаров <ФИО>14 ведет строительство жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.

Суд, выслушав представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Судом установлено, что Омаров <ФИО>15. является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, с разрешенным видом использования – земли населенных пунктов – для эксплуатации жилого дома, для объектов жилой застройки, общей площадью 335+/-6,41 кв.м и жилого с кадастровым номером <номер> общей площадью 69, 3 кв.м.

Согласно акту обследования от <дата> отделом муниципального земельного контроля управления муниципального контроля администрации <адрес> выявлено, что на указанном земельном участке с кадастровым номером 30:12:0300020:28 ведется строительство без разрешительной документации. В перечне объектов, получивших разрешение на строительство, реконструкцию, объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 30:12:0300020:28 по <адрес> не значится. Каких-либо уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по указанному адресу в Управление также не поступало и соответственно в перечне объектов, получивших уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, объект капитального строительства по <адрес> не значится.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Вместе с тем, учитывая статус создаваемого объекта – объекта индивидуального жилищного строительства, на него распространяются упрощенный порядок легализации, то отражено в Федеральном законе №218-ФЗ от <дата> «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 5 ст. 70 Федерального закона №218-ФЗ от <дата> в срок до 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости.

В силу положений п. 12 ст. 70 указанного закона до <дата> допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от <дата> N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме того, как установлено в судебном заседании строительство спорного объекта было начато в 2017 году, а уведомительный характер осуществления строительства (реконструкции) объекта индивидуального строительства законом введено с <дата>.

Таким образом, предоставление уведомления и получение разрешения на строительство не требовалось.

Кроме того, согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для получения ответчиком разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома не имеется.

Кроме того, действующим законодательством не закреплены сроки подачи уведомления по производству реконструкции индивидуального жилого дома, в связи с чем ответчик Омаров <ФИО>16 не лишен права на подачу уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, с учетом того, что в настоящее время строительство ответчиком не закончено.

В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума <номер> при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Из содержания приведенных выше норм гражданского законодательства и разъяснений по их применению следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел о пресечении действий, нарушающих право, является установление факта нарушения ответчиком права, принадлежащего истцу, либо угрозы такого нарушения.

Истец ссылается на нарушение ответчиком норм и правил при строительстве объекта недвижимости.

Ответчиком представлено заключение строительно-технической экспертизы, проведенной АНО «БАЗИС», согласно которому основные строительные конструкции здания, расположенного по адресу: <адрес> находятся в работоспособном техническом состоянии, а также соответствуют требованиям Федерального Закона Технический регламент о безопасности и сооружений», в части соблюдения требований «механической безопасности». Здание является незавершенным строительством объектом. Процент готовности объекта составляет 58%.

Таким образом, доводы истца о нарушении ответчиком норм и правил при производстве строительства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и не могут являться единственным и достаточным основанием для удовлетворения иска о приостановлении строительства.

Доводы истца, об отсутствии у ответчика разрешительной документации также несостоятельны, поскольку отсутствие разрешительной документации само по себе не означает, что строительство постройки создает угрозу жизни и здоровью граждан. Следовательно, неполучение разрешительной документации на строительство не может создавать презумпцию, при которой несоблюдение ответчиком процедуры согласования строительства с публичными органами уже расценивается как обстоятельство, не только свидетельствующее о существенном отступлении от обязательных строительных норм и правил, но и влияющее на безопасность объекта.

Таким образом, отсутствие разрешения на строительство либо не направление уведомления также не может являться основанием для приостановления строительства.

Кроме того, в просительной части иска администрация просит приостановить строительство объекта, расположенного по адресу: <адрес>, которым ответчик не владеет. При этом в описательной части администрация указывает об объекте, расположенном по адресу: <адрес>. Данные противоречия истцом не устранены.

Таким образом, администрацией <адрес> в соответствии с общими правилами доказывания, установленными ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств того, что при возведении строения ответчиком были допущены такие нарушения градостроительных и строительных норм и правил, в результате которых в настоящее время спорный объект несет угрозу жизни и здоровью ему и членам его семьи, а также нарушает имущественные права как собственника земельного участка и расположенных на нем строений и устранение таких нарушений невозможно иначе как путем приостановления строительства, то оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░ <░░░>17 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░░░░░░

2-1216/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО Город Астрахань
Ответчики
Омаров Али Магомедович
Другие
Шадрин Олег Юрьевич
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Шамухамедова Елена Вячеславовна
Дело на сайте суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
07.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.02.2024Передача материалов судье
07.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее