Решение
Именем Российской Федерации
г. Черемхово 24 июля 2023 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Пластинина Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Середкиной М.А., с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 к администрации Михайловского городского поселения о возложении обязанности во внеочередном порядке предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
Установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 к администрации Михайловского городского поселения о возложении обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить ФИО1 и ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 32 кв.м., расположенное в черте р.<адрес>.
В обосновании иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу соблюдения ее жилищных прав инвалидов и по результатам проверки установлено, что постановлением главы администрации Михайловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и несовершеннолетняя ФИО2 признаны нуждающимися в жилом помещении и поставлены на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н, в связи с чем подлежит внеочередному обеспечению жилым помещением в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурором, действующим в интересах ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2, заявлены вышеуказанные требования.
Прокурор ФИО5 исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО1, действующая за себя и за несовершеннолетнюю ФИО2, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, суду представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Михайловского городского поселения в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении дела по существу в отсутствие стороны ответчика.
Выслушав мнение прокурора, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьей 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С ДД.ММ.ГГГГ действуют Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерством здравоохранения Российской Федерации России от ДД.ММ.ГГГГ №н, а также Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Данные нормы направлены на защиту интересов граждан, страдающих определенными заболеваниями, и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 17) (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ст. 17 Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (ч. 3).
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.
При таком положении, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении ее жилищных прав, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с имеющимися заболеваниями признанной инвалидом в установленном порядке.
ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации Михайловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как страдающая тяжелой формой хронического заболевания в список внеочередных лиц.
ФИО1 является инвали<адрес> группы, причина инвалидности: инвалидность с детства.
Согласно свидетельству о рождении №, ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из врачебной справки, ФИО1 установлен диагноз: узловая мастопатия справа, сопутствующие заболевания: Рак яичников.
Данное заболевание перечислено в Приложении к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации России от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждается право ФИО1 на ее включение в список малоимущих граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное получение жилья по договорам социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В период рассмотрения дела жилищные условия ФИО1 не изменились, до настоящего времени какого-либо имущества в ее собственности не появилось.
Постановлением главы администрации Михайловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" на территории Михайловского муниципального образования установлена учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма для семьи численностью два и более человек – не менее 16 квадратных метров общей площади жилья на человека.
До настоящего времени ФИО1 и члены ее семьи необходимой нормой площади не обеспечены.
В собственности ФИО1 и ее несовершеннолетней дочери ФИО2 объекты недвижимости (жилые помещения) не зарегистрированы (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).
Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после его возникновения.
Законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Приведенные обстоятельства не оспорены, доказательства в их опровержение не представлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО1 по договору социального найма и за счет средств муниципального жилищного фонда должно быть во внеочередном порядке предоставлено жилое помещение с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Площадь жилого помещения, его параметры и местоположение подлежат определению с учетом положений ЖК РФ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановления главы администрации Михайловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения".
Поскольку предоставление жилого помещения с соблюдением указанных нормативных положений непосредственно отнесено к компетенции органа местного самоуправления, суд не усматривает оснований для указания в своем решении конкретных характеристик необходимого ФИО1 жилого помещения.
В силу положений п. 3 ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, обязанность по обеспечению инвалидов жилыми помещениями на условиях договора социального найма возложена на органы местного самоуправления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает подлежащим удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на администрацию Михайловского городского поселения обязанности предоставить ФИО1 и ФИО2 жилое помещение по договору социального найма вне очереди, в черте р.<адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>, к администрации Михайловского городского поселения (<данные изъяты>), удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского городского поселения (<данные изъяты>) в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу во внеочередном порядке по договору социального найма предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации №, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес>, благоустроенное жилое помещение в черте р.<адрес> с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Ю. Пластинин
Копия верна: судья Е.Ю. Пластинин
Подлинник решения подшит в деле Черемховского районного суда <адрес> № по исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации Михайловского городского поселения.