Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-467/2023 ~ М-365/2023 от 20.06.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 ноября 2023 года <адрес>

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре МШР,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ССТ к Управлению труда и социального развития г.Ак-Довурак о взыскании компенсационных расходов за жилищно- коммунальные услуги,

с участием: истца ССТ, представителя ответчика ХЖА, действующей на основании доверенности,

у с т а н о в и л :

ССТ обратилась в суд с иском к Управлению труда и социального развития г.Ак-Довурак, прося взыскать с ответчика компенсационные расходы за жилищно-коммунальные услуги в размере 125074 рубля, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3701, 48 рублей и судебные расходы.

В обоснование иска указано на то, что она является законным представителем несовершеннолетней СЕШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отцом ребенка является ХШМ, который умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. ХШМ являлся ветераном боевых действий и на его детей распространяются льготы, предусмотренные Федеральным законом «О Ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ она приобрела квартиру по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дочь СЕШ являлась единоличным собственником данной квартиры. О том, что отец дочери умер она узнала в сентябре 2022 года, после чего обратилась в Пенсионный фонд г.Ак-Довурак за назначением пенсии по потере кормильца и спрашивала про льготы, на что специалист Пенсионного фонда указала, что льгот нет, чем она ввела ее в забоуждение. И только в Министерстве труда Республики Тыва в 2022 года она узнала, что членам умерших ветеранов боевых действий полагаются различные льготы, в том числе по коммунальным услугам. Сразу Министерство труда Республики Тыва ей сделали удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий на имя дочери. После этого она обратилась за компенсацией коммунальных расходов по квартире в Управление труда и социального развития г.Ак-Довурак согласно постановлению Правительства РТ за .Однако ей льготы предоставлены не были, ей дали устный отказ и только ДД.ММ.ГГГГ она получила письменный отказ от ответчика. Считает, что ответчиком нарушены права ее дочери, которая являлась на момент обращения собственником квартиры. Коммунальные платежи по квартире ею оплачены полностью, что подтверждается квитанциями ТЭК-4, Тываэнерго, ЖКХ г.Ак-Довурак и подтверждается расчетом по жилищно- коммунальным услугам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Компенсационные выплаты в размере 50% составляют 125074 рубля, который ответчик должен ей возвестить.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что она проживала вместе с дочерью на территории г.Ак-Довурак, с отцом ребенка они не проживали, смерти отца ребенка она узнала ранее в 2020 году, в исковом заявлении ошиблась, написав, что узнала о смерти в сентябре 2022 года. Она обращалась к ответчику в 2021 года, но ей отказывали в принятии заявления. После она обратилась в Министерство труда Республики Тыва, где ей сказали, что незаконно ей отказывают, после ДД.ММ.ГГГГ она написала письменное заявление,. Квартиру продала действительно ДД.ММ.ГГГГ, но дочь продолжала быть зарегистрированной в указанной квартире, сама выехала в <адрес> для проживания, но потом они жили с дочерью в г.Ак-Довураке, она просит о возмещении компенсационных выплат до указанной даты, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика- ХЖА с иском не согласилась, пояснив, что истец обратилась с заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, ранее она подходила за консультацией о предоставлении льгот. При обращении истца установлено, что она проживает в <адрес>, в связи с чем ей дано письменный ответ на обращение о необходимости обратиться по месту жительства. Кроме того, указанная выплата назначается с момента обращения. Квартира истцом также осуждена ДД.ММ.ГГГГ, продала с долгами по коммунальным платежам. Истец на момент обращения в г.Ак-Довураке не проживала, а проживала в <адрес>. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч.2 ст.23.2 названного Федерального закона).

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий (п.3 ч.3 ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах").

Согласно частям 4,5,6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.4); Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.5); Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч.6).

Истец является матерью СЕШ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которой являлся ХШМ, умерший ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленных свидетельств. ХШМ являлся военнослужащим, проходившим военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и принимал фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, которая относится к МО, что следует из предоставленной справки.

Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Согласно подпунктам 1 - 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.

К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого Федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О ветеранах" Правительством Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" были утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, в том числе и члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий, в том числе и члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Так, СЕШ Министерством труда и социальной политики Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии о том, что она является членом семьи умершего ветерана боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Соответственно, несовершеннолетняя СЕШ имеет право на представление социальных льгот, предусмотренных Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Тыва, утв. постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 117.

Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 117 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Тыва (далее- Порядок), согласно которому получателями компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг являются отдельные категории граждан, проживающих на территории Республики Тыва, в том числе члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по потере кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пп. «з» п.2 ).

Согласно п.6 Порядка, назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты осуществляются органами социальной защиты населения муниципальных образований Республики Тыва, наделенными отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Республики Тыва по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - органы социальной защиты) в соответствии с Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 702 ВХ-2 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Тыва" по месту постоянного проживания или месту пребывания: получателям, указанным в подпунктах "д" - "м" пункта 2 настоящего Порядка, - на основании документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки…Ежемесячная денежная выплата не предоставляется отдельным категориям граждан при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности органы социальной защиты получают из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что получателям, указанным в подпункте "з" п.2 - ежемесячная денежная выплата выплачивается независимо от вида жилищного фонда в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими, и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации), а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Согласно п.10 Порядка, при обращении о назначении ежемесячной денежной выплаты граждане, имеющие право на ее получение или их законные представители, представляют в органы социальной защиты населения следующие документы: а) заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты с указанием всех членов семьи и степени родства. В заявлении указываются: наименование органа социальной защиты населения, в который подается заявление; фамилия, имя, отчество заявителя без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность; сведения о месте жительства, месте пребывания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту пребывания; вид ежемесячной денежной выплаты, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на его получение; перечень и количество представленных документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты;… Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

Также п.10.3 Порядка предусмотрено, что в случае подачи лицом, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты, заявления через законного представителя или доверенное лицо в заявлении дополнительно к сведениям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, указываются фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства (места пребывания, фактического проживания) законного представителя (доверенного лица), наименование, номер и серия документа, удостоверяющего личность законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, удостоверяющий личность законного представителя (доверенного лица) и дате его выдачи, наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия законного представителя (доверенного лица), сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия законного представителя (доверенного лица) и дата его выдачи.

Так, ДД.ММ.ГГГГ истец, действуя в интересах своей дочери, обратилась в Управление труда и социального развития г.Ак-Довурак с заявлением, в котором указывает о том, что в 2021, 2022 г.г. она неоднократно обращалась с заявлением о предоставлении ее дочери льгот по жилищно-коммунальным услугам, ей категорически отказали в принятии ее письменного заявления, в последний раз обращалась ДД.ММ.ГГГГ, прилагает удостоверение ветерана боевых действий. До получения удостоверения, она обращалась со справкой в Минтруд о том, что ее дочь является действительно дочерью Ветерана боевых действий, но ей отказывали принять, так как ссылаясь на то, что льготы предоставляются обладателям удостоверений, что она не имеет права принимать заявления, так как нет удостоверения. В связи с чем просит произвести начисления и выплату льгот ЖКУ за 2021 и 2022 годы. К заявлению ею приобщены: свидетельство о рождении, копия паспорта, справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что погибший ХШМ является военнослужащим, проходившим военную службу по контракту; справка Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о том, что СЕГ является дочерью ветерана боевых действий; удостоверение члена ветерана боевых действий; выписку на жилое по помещение по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что квартира принадлежит ХШМ.

На указанное заявление, ответчиком в письменном виде 07 декабря 202 года за истцу сообщено о том, что в Управление труда и социального развития г.Ак-Довурак в 2021 и 2022 г.г. она подходила за консультацией о предоставлении льгот, от ее имени не поступало письменного заявления и подтверждающие документы ею не предоставлялись, ДД.ММ.ГГГГ подходила со справкой из Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснено, что для предоставления льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, а также по результатам рассмотрения ее заявления как члену семьи погибшего военнослужащего льготы полагаются при предъявлении удостоверения единого образца, и ей рекомендовано обратиться в Министерство труда и социальной политики РТ за оформлением удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего. Ежемесячная денежная выплата предоставляется по месту постоянного проживания или месту пребывания, согласно предоставленным документам она проживает в <адрес>, в связи с чем ей следует обратиться по месту проживания (регистрации).

В судебном заседании в подтверждение того, что понесены расходы по уплате платежей за жилищно- коммунальные услуги истицей представлены квитанции.

При допросе в судебном заседании свидетель МДХБ пояснила о том, что ДД.ММ.ГГГГ истцу давалась консультация, ДД.ММ.ГГГГ истец подошла с удостоверением члена умершего ветерана боевых действий, а именно дочери, но отказано в предоставлении льготы из-за того, что истец (мать члена умершего ветерана боевых действий) проживает и прописана в <адрес>, указанная льгота предоставляется по месту жительства.

Так, истец при обращении к ответчику, указав в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, что проживает по <адрес>, приобщила копию паспорта, где имеется отметка о снятии с регистрационного учета с адреса: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и прописана по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

При этом истец и ее дочь на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ не могли проживать в указанной квартире, так как квартира продана ДД.ММ.ГГГГ ЭЛЭ

В судебном заседании свидетель ЭЛЭ показала, что купила квартиру у истца ДД.ММ.ГГГГ с долгами по жилищно-коммунальным услугам более 180000 рублей и стала проживать с этого момента. Дочь истца в их квартире была прописана, но не жила.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт регистрации и проживания истца и членов ее семьи в другом месте, а не в г.Ак-Довураке, как указывает истец.

Суд, разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами Федерального закона и Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Тыва, исходит из того, что предоставление права члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий на получение меры социальной поддержки взаимосвязано с местом жительства льготника и членов его семьи. Так, при рассмотрении дела судом установлено, что истец на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ не проживала в г.Ак-Довураке, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет постоянное место регистрации по месту жительства в <адрес>, соответственно, ответчиком обосновано разъяснено о необходимости обращения истца за предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по месту постоянного проживания, а именно в <адрес>.

При этом, суд правовых оснований для взыскания ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не усматривает, так как истец за реализацией своего права обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается журналом входящей корреспонденции, из которого видно, что за ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано заявление истца.

При таких обстоятельствах, исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление ССТ к Управлению труда и социального развития г.Ак-Довурак о взыскании компенсационных расходов за жилищно- коммунальные услуги –оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Барун-Хемчикский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено – ДД.ММ.ГГГГ ( 4,5,ДД.ММ.ГГГГ –выходные и праздничные дни).

Председательствующий С.Ш. Манчыылай

2-467/2023 ~ М-365/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салчак Светлана Тожуевна
Ответчики
Управление труда и социального развития г. Ак-Довурак
Другие
Информация скрыта
Суд
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва
Судья
Манчыылай Светлана Шынат-ооловна
Дело на странице суда
barun-hemchikskiy--tva.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее