Дело № 2-699/2023
УИД: 67RS0007-01-2023-000912-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 11 октября 2023 года
Сафоновский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Кривчук В.А., при секретаре Полуэктовой С.А., с участием представителя истца - помощника Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области Дмитровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Сафоновский» район Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Зам. Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации МО «<адрес>» <адрес>, в обоснование которого указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «<адрес>» <адрес> федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о водоснабжении и водоотведении, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх в целях организации надлежащего водоснабжения и водоотведения в границах Сафоновского городского поселения <адрес> создано муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал». Согласно п. 1.7 Устава МУП «Горводоканал», утвержденного постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх, полномочия учредителя и собственника имущества Предприятия осуществляет Администрация МО «<адрес>» <адрес>. В соответствии с п. 4.1 Устава Предприятия МУП «Горводоканал» создано в целях осуществления деятельности в сферах естественных монополий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и получения прибыли при оказании основных видов деятельности. Постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал» закреплено имущество муниципальной казны муниципального образования Сафоновского городского поселения <адрес>. Так, согласно акта приема-передачи имущества из муниципальной казны муниципального образования Сафоновского городского поселения <адрес> в хозяйственное ведение МУП «Горводоканал» передано следующее имущество канализационные сети многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес>. Управление многоквартирным жилым домом № хххА по <адрес> осуществляется управляющей организацией ООО «Союз-Менеджмент», согласно договора № хххА/УК/СП/Л от дд.мм.гггг. В ходе проверки произведен осмотр дворовой канализационной системы указанного жилого дома, в ходе которой установлено, что в выпускном дворовом колодце № ххх повышен уровень канализационных стоков. Кроме того, в районе 4 подъезда многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, имеются признаки повреждения канализационного трубопровода опорой ЛЭП (уличного освещения). Согласно выводам ведущего специалиста инспекторского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция <адрес>» для функционирования системы водоотведения многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес> необходима реконструкция дворовых и внутриквартальных канализационных сетей. Также необходимо заменить опору ЛЭП (уличного освещения) в районе подъезда № ххх жилого <адрес> и переместить ее в иное место для предотвращения нарушения канализационного трубопровода. Спорные канализационные сети многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес>, являющиеся муниципальной собственностью и переданные на содержание и обслуживание МУП «Горводоканал», используются последним при осуществлении производственной деятельности. Администрация МО «<адрес>», как собственник указанных канализационных сетей в силу положений ст. 210 ГК РФ обязана нести бремя содержания принадлежащего на праве собственности имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно представленным МУП «Горводоканал» в межрайонную прокуратуру сведениям о техническом состоянии канализационных сетей, сооружений и оборудования, обеспечивающих водоотведение многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес>, вышеперечисленные объекты коммунальной инфраструктуры нуждаются в реконструкции, замене, капитальном ремонте. Администрацией МО «<адрес>» за период ввода в эксплуатацию дворовых и внутриквартальных канализационных сетей, расположенных в районе многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес>, по настоящее время не предпринималось действенных мер, направленных на обследование коммунальных сетей на предмет износа, повреждения. Органом местного самоуправления не предпринималось комплекса мер, направленных на поддержание имущества в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Организация своевременных ремонтных работ, а также организация работ по замене, реконструкции, капитальному ремонту дворовых, внутриквартальных канализационных сетей, расположенных в районе многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес> Администрацией МО «<адрес>» <адрес> не проводилась. Следствием ненадлежащего технического состояния спорных сетей является систематическое возникновение аварийных ситуаций, затопление канализационными стоками подвальных помещений многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес>, образование засоров выпусков подъездов, наличие запаха канализации в подъездах многоквартирного дома, что создает неблагоприятные условия проживания для жителей многоквартирного дома. Просит обязать Администрацию МО «<адрес>» <адрес>» привести инженерные сети водоотведения, канализационные сети, осуществляющие отвод стоков от жилого <адрес>А по <адрес>, в частности участок водопроводной канализационной сети ж/бетон дим.500 от «Теплоконтроль» до ГМП дл.2243,5м, канализационной сети диам.150 <адрес> дл.475м в нормативное состояние в соответствии с обязательными требованиями, правилами и правовыми нормами, предусмотренные «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП дд.мм.гггг-85» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от дд.мм.гггг № ххх/пр), обеспечить ремонт нуждающихся в замене сетей водоотведения, канализационных сетей в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Представитель истца - помощник Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> Дмитрова Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в уточненной редакции, в которой просит суд, обязать Администрацию МО «<адрес>» <адрес> привести инженерные сети водоотведения, канализационные сети, осуществляющие отвод стоков жилого <адрес>А по <адрес>, в частности участок канализационной сети диаметром 150 мм., длиной 30 м., в надлежащее техническое состояние, в соответствии с «МКД 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными Приказом Госстроя РФ от дд.мм.гггг № ххх, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчиков - Администрации МО «<адрес>» <адрес> - по доверенности Савинова А.М. и МУП «Горводоканал» - по доверенности Чернышев И.В. против удовлетворения иска возражали.
Представитель третьего лица, привлеченного по делу определением суда от дд.мм.гггг, - ООО Управляющая компания «Союз-Менеджмент» - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица, привлеченного по делу определением суда от дд.мм.гггг, - Главного управления «Государственная жилищная инспекция <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ПАО «Россети Центр» - «Смоленскэнерго» (филиал), привлеченного по делу определением суда от дд.мм.гггг - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, ранее представлен письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, показания свидетеля П. (протокол с/з дд.мм.гггг), суд приходит к следующему.
В суде установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «<адрес>» <адрес> федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства о водоснабжении и водоотведении, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Управление многоквартирным жилым домом № хххА по <адрес> осуществляется управляющей организацией ООО «Союз-Менеджмент», согласно договора № хххА/УК/СП/Л от дд.мм.гггг. В ходе проверки произведен осмотр дворовой канализационной системы указанного жилого дома, в ходе которой установлено, что в выпускном дворовом колодце № ххх повышен уровень канализационных стоков. Кроме того, в районе 4 подъезда многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, имеются признаки повреждения канализационного трубопровода опорой ЛЭП (уличного освещения). Согласно выводам ведущего специалиста инспекторского отдела Главного управления «Государственная жилищная инспекция <адрес>» для функционирования системы водоотведения многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес> необходима реконструкция дворовых и внутриквартальных канализационных сетей. Также необходимо заменить опору ЛЭП (уличного освещения) в районе подъезда № ххх жилого <адрес> и переместить ее в иное место для предотвращения нарушения канализационного трубопровода. Спорные канализационные сети многоквартирного жилого <адрес>А по <адрес>, являющиеся муниципальной собственностью и переданные на содержание и обслуживание МУП «Горводоканал», используются последним при осуществлении производственной деятельности.
Данные обстоятельства, подтверждены письменными материалами дела.
Положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из содержания пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Положениями Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ определено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод (пункты 1 и 3 части 1 статьи 3).
Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1 части 2 статьи 3).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168, МДК 3-02.2001, (далее - Правила), согласно которым их целью является создание условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой, как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, предотвращения поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем, обеспечение энергоресурсосбережения.
Правилами также определено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта (пункт 2.10.1); основными задачами при эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций (подпункт «а» пункта 3.1.1).
Согласно части 1 статьи 7 Устава Сафоновского городского поселения <адрес> (далее – Устав) к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения (пункт 3).
Исполнение полномочий Администрации Сафоновского городского поселения <адрес>, по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 7 настоящего Устава, и полномочий по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сафоновского городского поселения <адрес> федеральными и областными законами, возлагается на Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее также – Администрация муниципального района) (часть 4 статьи 19 Устава).
Администрация муниципального района в пределах компетенции исполнительно-распорядительного органа Сафоновского городского поселения <адрес> осуществляет, в частности, полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения (статья 29 Устава).
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от дд.мм.гггг № ххх создано муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (л.д.122).
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг № ххх за МУП «Горводоканал» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество муниципальной казны муниципального образования Сафоновского городского поселения <адрес> (л.д.117-121).
Согласно акту приема-передачи (приложение № ххх к вышеназванному постановлению от дд.мм.гггг № ххх) предприятием принято в хозяйственное ведение, в том числе, следующее имущество: канализационная сеть чугун диам. 150, <адрес>, дл. 475 м. год ввода в эксплуатацию 1959 (л.д.120).
Из содержания искового заявления и объяснений участвующего в деле прокурора усматривается, что заявленные требования основаны на сведениях о техническом состоянии сетей, а также сооружений и оборудования, обеспечивающих водоотведение МКД № хххА по <адрес>, представленных МУП «Горводоканал» в адрес прокуратуры.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении на Администрацию МО «<адрес>» <адрес> обязанности привести инженерные сети водоотведения, канализационные сети в надлежащее техническое состояние, поскольку ответчик, обладая полномочиями собственника в отношении указанных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению.
Учитывая разъяснения, данные в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № ххх «О судебном решении», принимая во внимание необходимость установления реальных сроков для исполнения решения в соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд находит разумным и достаточным установить шестимесячный срок для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> (ИНН 6726003059) привести инженерные сети водоотведения, канализационные сети, осуществляющие отвод стоков жилого <адрес>А по <адрес> - в частности участок канализационной сети диаметром 150 мм., длиной 30 м., в надлежащее техническое состояние, в соответствии с «МКД 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденными Приказом Госстроя РФ от дд.мм.гггг № ххх, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> - отказать.
В удовлетворении иска заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» (ИНН 6726027420) - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ В.А. Кривчук
Копия верна
Судья Сафоновского районного суда
<адрес> В.А. Кривчук