Дело № 2-1726/2022
УИД 79RS0002-01-2022-003389-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
представителя процессуального истца помощника прокурора г. Биробиджана Любиной Ю.К.,
представителя ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеевой А.Е.,
представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,
при секретаре Щербаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах несовершеннолетней Лукьяненко Дарьи Викторовны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах несовершеннолетней Лукьяненко Д.В. обратился суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда, указав, что Лукьяненко Д.В. относится к категории «ребёнок-инвалид» в связи с установлением диагноза «МКБ G80.0». ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» на имя несовершеннолетней оформлен рецептурный бланк серии 79СМ № 14000019223 от 19.01.2022 на лекарственный препарат «Баклофен таб. 25 мг. № 50». Данный рецепт поставлен на отсроченное обслуживание в ГП ЕАО «Фармация», в установленные сроки не обслужен. Просит обязать ответчика организовать обеспечение несовершеннолетней Лукьяненко Дарьи Викторовны, 18.03.2007 года рождения, лекарственным средством по отсроченному рецептурному бланку серии 79СМ № 14000019223 от 19.01.2022 на лекарственный препарат «Баклофен таб. 25 мг. № 50»; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу несовершеннолетней Лукьяненко Д.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечено ОГБУЗ «Смидовичская районная больница».
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора г. Биробиджана Любина Ю.К. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам искового заявления.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования в части обеспечения несовершеннолетней лекарственным препаратом признала в полном объёме. В части взыскания компенсации морального вреда просила отказать. Дополнительно пояснила, что в связи с отсутствием специалиста в департаменте несвоевременно объявлялись аукционы. Доказательств, что материальному истцу причинён моральный вред материалы дела не содержат.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что несовершеннолетняя должна быть обеспечена необходимым лекарственным средством, в части взыскания компенсации морального вреда – на усмотрение суда.
Законный представитель несовершеннолетней Лукьяненко О.П., представитель третьего лица ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Лукьяненко Д.В., 18.03.2007 года рождения, является ребёнком-инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» с диагнозом «МКБ G80.0».
19.01.2022 Лукьяненко Д.В. выписан льготный рецепт серии 79СМ № 14000019223 от 19.01.2022 на получение лекарственного препарата «Баклофен таб. 25 мг. № 50».
Данное лекарственное средство включено в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
В судебном заседании установлено, что данный рецепт до настоящего времени не отпущен, что подтверждается выпиской из реестра. Срок нахождения на отсроченном обслуживании – 151 день.
Как следует из представленной ОГБУЗ «Смидовичская районная больница» лекарственный препарат «Баклофен» является жизненнонеобходимым для несовершеннолетней Лукьяненко Д.В., следовательно, выдача данных лекарственных средств по выписанным рецептам остаётся актуальной.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
На основании вышеприведенных норм закона, несовершеннолетняя Лукьяненко Д.В. имеет право на бесплатное обеспечение необходимым лекарственным препаратом. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Поскольку организация обеспечения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, исковые требования прокурора <адрес> ЕАО в части возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по обеспечению Лукьяненко Д.В. необходимым лекарственным средством по выписанному рецепту являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение лекарственными средствами тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Лукьяненко Д.В. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимого лекарственного препарата и обеспечения им материального истца, что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого несовершеннолетней по жизненным показаниям.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возраст несовершеннолетней, её заболевание, то обстоятельство, что до настоящего времени истица не обеспечена назначенным ей по жизненным показаниям препаратом, степень вины ответчика, суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Лукьяненко Д.В. в качестве компенсации морального вреда 3000 рублей.
Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах несовершеннолетней Лукьяненко Дарьи Викторовны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить Лукьяненко Дарью Викторовну лекарственным средством ««Баклофен таб. 25 мг. № 50» в соответствии с выписанным рецептом 79СМ № 14000019223 от 19.01.2022.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Лукьяненко Дарьи Викторовны компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 28.06.2022.