Дело № 2-1638/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Манджиева О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Сангаевой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муманжинова Сергея Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению пенсии с даты первоначального обращения и перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л :
Муманжинов С.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Калмыкия о взыскании недополученной пенсии, ссылаясь на следующее.
19 апреля 2022 года он обратился в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и сдал все необходимые документы согласно перечню, который указал сотрудник указанного центра. Решением ответчика от 29 июля 2022 года в назначении страховой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. В его трудовой стаж не были включены периоды службы в вооруженных силах с 15 октября 1978 года по 02 октября 1980 года и трудовой деятельности с 06 января 1983 года по 08 апреля 1993 года. Считает отказ неправомерным и ошибочным, ввиду того, что сотрудник пенсионного органа при обработке документов ввиду невнимательности и рассеянности не учел все страницы трудовой книжки, что повлекло за собой нарушение права на получение страховой пенсии по старости. 01 сентября 2022 года при повторном обращении с заявлением ему была назначена страховая пенсия. Исходя из размера пенсии им не дополучена пенсия за 4 месяца в сумме 45 520 руб. Считает, что действиями ответчика были ущемлены его конституционные права. На основании изложенного просит суд взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Калмыкия недополученную пенсию за период с апреля по сентябрь 2022 года в сумме 45 520 руб., а также моральный вред в размере 100 000 руб.
В судебном заседании истец Муманжинов С.В. изменил предмет исковых требований и просил суд признать незаконным решение Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Калмыкия №220000090524/1514/22 от 29 июля 2022 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 19 апреля 2022 года и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом новой даты назначения, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. При этом пояснил, что после первого обращения с заявлением о назначении страховой пенсии он каких-либо уведомлений о необходимости предоставления дополнительных документов. Посредством почтовой связи получил решение об отказе в установлении пенсии. В многофункциональном центре он предоставлял сотруднику трудовую книжку и справку с военкомата. Эти же документы он приложил при повторном обращении непосредственно к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Калмыкия Егоров Э.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федерального закона «О страховых пенсиях»).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона).
В силу положений ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3).
Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 546н).
Согласно пункту 18 Правил № 546н территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, в частности, дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил № 546н определено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 27 Правил № 546н в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для подтверждения права на пенсию, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 21 - 24 настоящих Правил.
Днем получения гражданином соответствующего разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации считается:
день направления гражданину уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии в форме электронного документа;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии гражданину непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии на адрес электронной почты гражданина;
день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. Если указанное уведомление не выдано гражданину в связи с его неявкой в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения заявителем уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации указанного уведомления гражданину по почте.
В приложении № 3 к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 года № 16п, предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Из изложенного следует, что право на страховую пенсию, в том числе страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право реализуется гражданином путем подачи по своему месту жительства в соответствующий территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение. При этом пенсионный орган вправе правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления. По результатам рассмотрения заявления гражданина о назначении страховой пенсии пенсионный орган выносит решение, которое в случае несогласия с ним гражданина, может быть обжаловано им, в том числе и в судебном порядке.
Как следует из материалов, Муманжинов С.В. 19 апреля 2022 года обратился в дополнительный отдел АУ «МФЦ» по г. Элиста с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Уведомлением от 19 апреля 2022 года Муманжинову С.В. было разъяснено о необходимости представить военный билет, документ об образовании, трудовой книжки образца 1974 года и позднее.
Решением ОПФР по Республике Калмыкия от 29 июля 2022 года Муманжинову отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 23,4, в страховой стаж включены периоды работы истца с 02 ноября 2012 года по 14 июня 2017 года, ухода за лицом, достигшим 80 лет, с 01 апреля 2019 года по 18 апреля 2022 года, всего 7 лет 8 месяцев 1 день.
Поскольку заявителем не представлена трудовая книжка, военный билет и документ об образовании не были включены в страховой стаж периоды прохождения военной службы с 15 октября 1978 года по 02 октября 1980 года и период работы с 06 января 1983 года по 08 апреля 1993 года в качестве слесаря автоэлектрика Элистинского ГАП-2.
01 сентября 2022 года истец повторно обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа Муманжинову С.В. назначена страховая пенсия по старости с 01 сентября 2022 года. При этом в страховой стаж зачтены периоды прохождения военной службы с 15 октября 1978 года по 02 октября 1980 года и период работы с 06 января 1983 года по 08 апреля 1993 года.
В судебном заседании Муманжинов С.В. пояснил, что при подаче заявления 19 апреля 2022 года в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг он передавал сотруднику данного центра трудовую книжку и справку о прохождении военной службы, в связи с чем полагал, что к заявлению копии трудовой книжки и справки были приложены. Уведомление о необходимости представить дополнительные документы не получал. При этом за получением архивных справок о трудовом стаже он обратился после получения отказа в назначении страховой пенсии по совету своих знакомых.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению является установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Муманжинову С.В. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, в том числе периодов работы и службы в армии, с целью включения указанных периодов в его страховой стаж, а также обстоятельств того, уведомлял ли пенсионный орган о необходимости дополнительно представить истцу недостающие документы для назначения страховой пенсии.
Из трудовой книжки следует, что Муманжинов С.В. с 06 января 1983 года по 08 апреля 1993 года работал слесарем автоэлектриком 3 разряда в Элистинском ГАП-2, с 02 ноября 2012 по 14 июня 2017 года - рабочим в службе ОМТС.
Архивными справками, выданными 22 и 24 августа 2022 года Архивным отделом Администрации г. Элисты, подтверждаются сведения о трудовой стаже Муманжинова С.В. с 05 июня по 30 марта 1978 года и с 06 января 1983 года по 08 апреля 1993 года.
Согласно справке, выданной военным комиссариатом г. Элиста Республики Калмыкия 25 марта 2022 года, Муманжинов С.В. проходил военную службу в Вооруженных силах в период с 15 октября 1978 года по 02 октября 1978 года.
При таких данных суд приходит к выводу, что на момент первоначального обращения за страховой пенсией по старости Муманжинов С.В. имел право на ее назначение и располагал необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию.
В судебном заседании истец пояснил, что при первоначальном обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии им представлены трудовая книжка и справка военного комиссариата, которая была выдана до обращения истца с указанным заявлением.
Ответчиком в материалы дела представлено уведомление от 19 апреля 2022 года о необходимости заявителю представить военный билет, документ об образовании и трудовую книжку образца 1974 года и позднее, однако в данном уведомлении подписи Муманжинова С.В. и должностного лица отсутствуют, какие обстоятельства должны подтвердить перечисленные документы в уведомлении не указано.
Стороной ответчика не представлено суду доказательств получения Муманжиновым С.А. уведомления о представлении дополнительных документов.
Приведенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о формальном подходе ответчика к принятию решения об отказе в установлении пенсии при первичном обращении Муманжинова.
Суд полагает, что, пенсионным органом не в полной мере было соблюдено установленное в п. 27 Приказа Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право гражданина представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы.
В рассматриваемом случае такие действия ответчиком не производились, обязанность по разъяснению Муманжинову С.В. о необходимости предоставить дополнительные документы ответчиком исполнена не была, что повлекло нарушение пенсионных прав истца.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации), в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции указанного фонда.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (с 01 января 2023 года - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о назначении пенсии и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно с целью своевременной реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ.
Доказательств с достоверностью подтверждающих тот факт, что истцу ответчиком разъяснялись права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право предоставления дополнительных документов, с целью своевременной реализации права на пенсионное обеспечение не представлено.
В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право Муманжинова С.В. на своевременное социальное обеспечение по возрасту.
Поскольку при обращении с заявлением о назначении пенсии истцу не было разъяснено о необходимости представления дополнительных документов, суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в назначении истцу пенсии от 29 июля 2022 года вынесено с нарушением норм действующего пенсионного законодательства и является незаконным, на ответчика подлежат возложению обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости с 19 апреля 2022 года, то есть даты первоначального обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, а также по перерасчету назначенной пенсии.
Вместе с тем, требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. не подлежит удовлетворению, поскольку возможность взыскания компенсации морального вреда с Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его органов действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя их положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Таким образом, заявленные Муманжиновым С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Муманжинова Сергея Владимировича (<данные изъяты>) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия № 220000090524/15214/22 от 29 июля 2022 года об отказе в назначении Муманжинову Сергею Владимировичу страховой пенсии.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия назначить Муманжинову Сергею Владимировичу страховую пенсию по старости с 19 апреля 2022 года и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом новой даты назначения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Манджиев
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2023 года.