Дело № 5-825/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 сентября 2020 года город Барнаул, ул.Попова 206б
Судья Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края Лапина Л.Ю.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мустанг - Сибирь», зарегистрированного по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 256Д, ИНН 2222040103, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Мустанг-Сибирь» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.06.2003. Основным видом деятельности Общества является торговля оптовая удобрениями и агрохимическими продуктами (л.д. 4-10).
Согласно постановлению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от 12.08.2020 проведена проверка исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении ООО «Мустанг-Сибирь» на двух открытых площадках, расположенных по адресу: г.Барнаул, ул. Попова, 256Д, и по адресу: г.Барнаул, ул.256Д/1, где организация осуществляет хранение пестицидов и агрохимикатов.
В нарушение ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ, ст. 9 Закона Алтайского края от 16.03.2000 № 16-ЗС п.п. 2.5, 5.1 СанПиН 1.2.2584-1, ООО «Мустанг-Сибирь» осуществляло хранение агрохимикатов и пестицидов (препараты Дивиденд Экстрим, Люгер) вне специально предназначенных для этого помещениях (на улице, под брезентом, имеющим повреждения), что подтверждается актом проверки от 23.07.2020.
Невыполнение вышеперечисленных требований посягает на общественные отношения в области обеспечения экологической безопасности населения, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан, в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Действия Общества квалифицированы по ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде.
Защитник ООО «Мустанг-Сибирь» пояснил при рассмотрении дела, что вину признают, приняли меры к устранению нарушений. Просила применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения, поскольку вреда окружающей среде не причинили, общество является субъектом среднего предпринимательства, привлекается впервые к административной ответственности. В настоящее время нарушение устранили.
Прокурор представил акт от 22 сентября 2020 года о проверке устранения нарушений природоохранного законодательства, согласно которому факт хранения ООО «Мустанг-Сибирь» агрохимикатов и пестицидов вне специально предназначенных для этого помещениях, в том числе на улице, под открытым небом, не установлено. Прокурор полагала возможным применение ст. 4.1.1. КоАП РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Закона Алтайского края от 16.03.2000 № 16-ЗС «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: соблюдать действующее законодательство и санитарные правила по транспортировке, хранению, реализации, применению пестицидов и агрохимикатов; обеспечивать проведение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания, оздоровление условий труда, на предупреждение вредного воздействия их на здоровье человека при постановке на производство пестицидов и агрохимикатов и при работе с ними; организовать безопасное хранение пестицидов, агрохимикатов и технических средств в помещениях, отвечающих требованиям санитарных правил; обеспечить прохождение периодических медицинских осмотров всех работающих с пестицидами и агрохимикатами.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами, установлены СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 № 17 (далее - СанПиНа 1.2.2584-10).
В силу п.п. 2.5, 5.1 СанПиН 1.2.2584-10 хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.
Химические средства защиты растений такие как препараты Дивиденд Экстрим, Люггер разрешены к применению на территории Российской Федерации и включены в список пестицидов и агрохимикатов в 2019 году (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О министерстве сельского хозяйства РФ» Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых применению на территории РФ).
Установлено, что на основании договора аренды от 12.05.2016, дополнительного соглашения к указанному договору №2 от 01.03.2017 ООО «Мустанг -Сибирь» принадлежит две открытых площадки общей площадью 750 кв.м. и 720 кв.м., здание склада, общей площадью 458,7 кв.м., расположенные по адресу: г.Барнаул, ул.Попова, 256д, нежилое помещение общей площадью 308,5 кв.м. (для использования под склад), расположенное по адресу: г.Барнаул, ул.Попова, 256д/1, где организация осуществляется хранение пестицидов и агрохимикатов.
Согласно акту проверки от 23.07.2020 ООО «Мустанг-Сибирь» осуществляло хранение агрохимикатов и пестицидов (препараты Дивиденд Экстрим, Люгер) вне специально предназначенных для этого помещениях (на улице, под брезентом, имеющим повреждения).
Выявленные нарушения позволяют сделать вывод о совершении ООО «Мустанг-Сибирь» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде.
Факт совершения ООО «Мустанг-Сибирь» вышеуказанного административного правонарушения, и вина в его совершении подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 12.08.2020 (л.д. 1-2); решением о проведении проверки (л.д.3), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 4-10), актом проверки от 23.07.2020 (л.д. 11), фотоснимками (л.д. 12-14), договором аренды и дополнительными соглашениями (л.д. 16 -19), объяснениями Токарева С.М. (л.д.24).
Кроме того, факт совершения административного правонарушения ООО «Мустанг-Сибирь» не оспаривался ни при проведении проверки, ни в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным факт совершения ООО «Мустанг-Сибирь» вмененного правонарушения и квалифицирует его действия по ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу, в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
При этом, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, суд признает и учитывает признание вины в совершении правонарушения.
Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания, при которых применяется наказание в виде административного приостановления деятельности, одним из которых является угроза жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности может быть назначено, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В силу части 2, 3 ст. 3.4 КоАП РФ Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)
В силу части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, совершение правонарушения впервые, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает возможным заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.
Учитывая характер совершенного правонарушения, исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь ст.ст. 3.1, 3.2, 3.12, 4.1, 4.2, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Мустанг-Сибирь» (ОГРН 1032201966500, ИНН 2222040103), дата регистрации 23.06.2003, расположенное по адресу : г.Барнаул, ул. Попова, 256Д виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Л.Ю. Лапина
Верно, судья Л.Ю. Лапина
Копия верна, секретарь с/з Т.А. Шишигина
По состоянию на 22.09.2020 года постановление не вступило в законную силу, подлинный документ находится в деле №5-825/2020 в Индустриальном районном суде города Барнаула. УИД 22RS0065-02-2020-004260-22
Секретарь с/з Т.А. Шишигина